ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → Зимний дворец
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Зимний дворец


Рубрика: Санкт-Петербург

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Всю Россию — с её историей, устройством, взглядом на себя и мир — символизируют Кремль в Москве и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Внешне они так же различны, как древность и современность, но в основе каждого одна идея — величие.

Зимний дворец, каким мы его видим сегодня, — пятый в исторической галерее Зимних (четвёртый каменный), строившихся от Петра I до Петра III с 1711 по 1764 годы. Он кажется немного приземлённым, но всё равно великолепен как всякое произведение растреллиевского барокко.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Двухъярусная колоннада поднимает здание вверх. Её сложный ритм из сбегающихся и расходящихся колонн создаёт живую драматургию фасадов, которую подхватывают скульптуры и вазы на крыше. Обилие лепного украшения — разорванных фронтонов, картушей, маскаронов, рокайлей, карнизов — создаёт ощущение праздничности, постоянного торжества.

Величественный дворец прославляет могущество Российской империи. Пусть уже нет империи и залы наполняют бесчисленные произведения искусства, а не императоры, послы и придворные, историю переписать нельзя. И Зимний вместе с ней останется навечно, если не в камне, то в текстах и изображениях.

Петровские Зимние

Первым Зимним дворцом принято считать Свадебные петровские палаты, построенные в 1712 году. Их подарил императору Меншиков, приурочив подарок к свадьбе Петра с Екатериной I.

Второй Зимний для императора — на углу Невы и Зимнедомного канала (Зимней канавки) строил архитектор Георг Маттарнови. В этом дворце Пётр и скончался в 1725 году. В конце XVIII века на месте здания возвели Эрмитажный театр.

Казалось, что памятник утерян навсегда. Но в ХХ веке выяснилось, что при строительстве театра от дворца сохранились отдельные стены, множество помещений, часть парадного двора и даже несколько комнат, в которых жил Пётр. Теперь в этих помещениях открыта постоянная музейная экспозиция.

Зимний для Анны Иоанновны

Анна Иоанновна, ставившая задачей упрочение собственной власти и воссоздание абсолютизма, решила, что Зимний Петра мал. Чтобы утвердиться не только фактически, но зримо, она приглашает Бартоломео Растрелли — русского итальянца, академика архитектуры — для устройства нового дворца.

Растрелли сразу изменяет место постройки — старое не отвечает имперским замыслам. Чтобы воплотить грандиозный проект архитектора, Анна скупает дома Чернышёва, Рагузинского, Апраксина, Морской Академии — дворец будет расположен на Дворцовой набережной, напротив Адмиралтейства. В 1732 – 1735 году третий Зимний — с 70 парадными залами, 100 спальнями, театром, капеллой, галереей — построили.

Четвёртый (временный) и пятый (последний) Зимние дворцы

Ещё в правление Анны Иоанновны к дворцу стали пристраивать сараи, конюшни, подсобные помещения. Продолжилось стихийное достраивание и в правление Елизаветы Петровны. Результатом стало нечто не только некрасивое, но даже несообразное, имеющее «вид пёстрый, грязный, недостойный…».

Выходом из ситуации Елизавета увидела перестройку дворца, которую и доверила тому же Растрелли. Но переделывание, по справедливому мнению архитектора, не принесло бы ожидаемого результата, потому Растрелли решает строить всё заново.

Для временного проживания императрицы архитектор создаёт временный же Зимний на участке от Мойки до Большой Морской. Этот, четвёртый, Зимний не сохранился.

Когда Елизавета с двором была размещена, Растрелли принимается за новый проект. Он утверждён в 1754 году, и тогда же начато строительство, завершённое в 1762 году. Более 4 тысяч каменщиков, «штукатурных рабочих», паркетчиков и умельцев «по мрамору», живописцев и лепщиков возводили главный дворец империи. По окончании строительства вся площадь перед Зимним оказалась под строительным мусором. Чтобы быстро и без затрат расчистить пространство, Пётр III разрешает всем брать из гор мусора, что захотят. Стоит ли говорить, что буквально в часы площадь освободилась: что для дворца было мусором, для простого нищего люда служило материалом для стройки, отопления, других хозяйственных нужд.

Новый дворец оказался самым высоким жилым зданием в столице — 23, 5 метра в высоту. Позже, в 1844 году, чтобы не разрушить сложившуюся иерархию, Николай I издаёт указ о запрете возводить в Петербурге гражданские здания, превосходящие высотой Зимний. Указ соблюдали до 1905 года.

На Пасху 1762 года дворец освятили — и двор въехал в новый, последний по счёту Зимний. Но Елизавета, которая и задумала грандиозную постройку, не увидела нового великолепия. Она умерла в 1761 году, и дворец принимал, обживал её племянник, Пётр III. Впрочем — обживал недолго. В результате дворцового переворота 1762 года к власти приходит его жена — Екатерина II.

Композиция Зимнего

Пятый Зимний в плане близок к квадрату. Простая композиция усложнена крупными угловыми ризалитами — выступами. В них планировали разместить особенно важные интерьеры — Тронный зал на северо-западе, Иорданскую лестницу (Посольскую, главную) — на северо-востоке, дворцовую церковь — на юго-востоке, театр — на юго-западе. На втором этаже ризалиты должны были связывать торжественные анфилады залов.

Пышность, безмерность растреллиевского-елизаветинского барокко проявилась не только в убранстве, но и в масштабах сооружения. Дворец включал более 1 500 комнат, составлявших площадь около 60 000 кв. м. Огромное внутреннее пространство казалось и вовсе бесконечным из-за обилия зеркал, в которых отражалась и обильная позолота, удваиваясь, утраиваясь и превращаясь в потоки золотого сияния.

Корпуса дворца окружали внутренний Большой двор. Главным входом стали ворота на южном фасаде — в виде триумфальной арки с тремя пролётами. Дворец окрасили в тёплый охристый цвет «с тонкой прожелтью», с белым декором и позже подновляли в похожей цветовой гамме — «бледно-жёлтым с белым», в «цвет дикого камня».

Сегодня обсуждается вопрос о том, чтобы вернуть Зимнему его первоначальный колорит как более соответствующей величию и статусу дворца, более парадный и торжественный.

После Растрелли

Переворот, хотя и не такой быстрый, как во власти, случился в искусстве. Барочная пышность и избыточность, «непокой» сменяются рациональным классицизмом. Нева «одевается в гранит», а набережная становится Дворцовой. Растрелли, создавший целую эпоху в русской дворцовой архитектуре, уходит в отставку и отправляется за границу. Ему на смену приходят Д. Кваренги, К. Росси, Ю. Фельтен, О. Монферран, которые и завершают отделку и обустройство дворца.

Немало способствовала изменению первоначального плана Екатерина. Она меняет предназначения ризалитов, обустраивает разнообразные кабинеты, библиотеку, покои для графа Орлова, для которого в 1766 году возводят Южный павильон Малого Эрмитажа.

Екатерина положила основание и коллекции Эрмитажа. Получив в 1764 году из Берлина 317 картин голландско-фламандской школы, она приказала развесить их в уединённых залах и комнатах, названных Эрмитажем (местом для уединения).

Однако главным художником и архитектором оказывается бессменный «зодчий» русских городов той поры — огонь…

В 1837 году, 29 декабря Зимний заполыхал. Три дня огонь пожирал роскошь и золото, кружил в залах и анфиладах. Что успели спасти, выносили и складывали возле Александровской колонны. В заранее обречённой схватке с огнём погибли 13 пожарных и солдат.

Но велика империя, много в ней и народа, и богатства. В течение 15 месяцев под руководством В. Стасова и А. Брюллова 6 тысяч работников восстанавливали дворец, работая круглосуточно. Сотни рабочих умерли на стройке, в шалашах и прямо на дворцовых лестницах, однако величие и грандиозность воскресили из пепла.

В ходе восстановления замысел Растрелли был значительно изменён. Сегодня ему отвечают одноимённая галерея на первом этаже, Главный вестибюль, дворцовая церковь и Иорданская (главная) лестница. Кроме планировки и отделки, изменились и некоторые конструктивные особенности дворца. Так, вместо 450 коробовых печей и «голландок» — неизменного источника пожаров — устроили уникальное отопление аммосовскими печами. Их расположили не в покоях, а в подвалах, откуда в жилые помещения подавали просто нагретый воздух, устранив главную причину возгорания.

Ансамбль Зимнего дворца

XIX век формирует ансамбль Дворцовой площади. В него со временем органично входят здание Главного штаба (архитектор К. Росси), Штаб Гвардейского корпуса (архитектор А. Брюллов), в 1834 году — Александровская колонна, монумент в память победы русского войска над армией Наполеона (архитектор О. Монферран).

Памяти победы в войне 1812 года посвящена и мемориальная композиция в Зимнем, созданная К. Росси. Она представляет собой длинный зал с верхним светом, на стенах которого — 332 портрета героев и полководцев, парадное изображение императора, написанных английским художником Джорджем Доу с помощью Александра Полякова и Вильгельма Голике.

После революции

Ещё до всех революций, в 1904 году, Николай Второй оставляет Зимний как резиденцию российских императоров. Двор переезжает в Царское село, в Александровский дворец. В 1915 году в Зимнем начинает работать госпиталь имени царевича Алексея. В июле-ноябре 1917 года Зимний — место пребывания Временного правительства. А в 1920 году дворец отдают под Государственный музей революции.

Сегодня Зимний дворец с прилегающими зданиями — Малым, Большим (Старым), Новым Эрмитажами, Эрмитажным театром составляют музей мирового уровня и известности — Государственный Эрмитаж. В музее — около 3 миллионов культурных, исторических памятников, охватывающих период от глубокой древности до современности. Понадобится несколько лет, чтобы осмотреть каждый экспонат, останавливаясь около него хотя бы на 1 минуту.

В собрании — скульптура, живопись, графика, медали и монеты, предметы прикладного искусства. Роскошь Зимнего выросла безмерно, ведь теперь его стены украшают произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Пикассо, Матисса, Рубенса, Рембрандта. В его залах — коллекции северо-причерноморских древностей и скифского золота.

События, связанные с Зимним дворцом

В 1880 году, во время революционного террора, народоволец С. Халтурин организовал взрыв в Зимнем, покушаясь на Александра II. Император и его семейство не пострадали, но убиты были 11 солдат караула, 56 — ранены.

В 1903 году Зимний принимает костюмированный бал, на котором все гости — в костюмах эпохи Алексея Михайловича. Николай II лелеял надежду объединить русское общество национальной идеей, одной из основ которой было возвращение к исконно — допетровской — вещной, бытовой культуре.

В 1905 году на подходе к Зимнему расстреляна мирная демонстрация рабочих. Расстрел стал сигналом к началу Революции 1905 года.

В 1917 году нарком просвещения Луначарский объявляет Зимний вместе с Эрмитажем государственным музеем. До 1919 года дворец функционирует как Дворец искусств, а в его залах устраивают сеансы синематографа, лекции, концерты, собрания.

В 1941 году в подвалах оборудуют 12 бомбоубежищ, где размещают 2 тысячи человек и экспозиции музея.

Во время войны бомбардировками повреждены Петровский зал, Гербовый, Посольская лестница.

В 1944 году Зимний уже открыт для посещений, хотя работы по его восстановлению продлятся ещё долгие годы.

Сегодня — после всех перестроек, реконструкций — в Зимнем 1945 окон, 1084 комнаты, которые соединяют межэтажные и потайные лестницы числом 117. Невский фасад дворца — 210 метров, адмиралтейский — 175 метров.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!