ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → Московские триумфальные ворота
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Московские триумфальные ворота


Рубрика: Санкт-Петербург

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войне с турками. Эта традиция пошла еще от Древнего Рима, где впервые стали строить триумфальные арки в честь великих побед. Поскольку памятник появился у городской заставы, откуда начиналась дорога в Первопрестольную, ворота назвали Московскими.

Как разрабатывали и утверждали проект

Идея установить ворота в этом месте появилась еще до войны с турками. Над проектом работали именитые архитекторы К. Клериссо и Э. Фальконе, но до реализации планов дело так и не дошло. Прошло почти полвека, и после победы над турками решение о строительстве ворот было официально принято императором Николаем I.

В 30-х годах XIX в. начался процесс застройки земли за охранной заставой, работами руководил архитектор В. Стасов. Его проект признали более подходящим и экономичным по сравнению с работой А. Кавоса, который предложил возвести ворота в виде сложного архитектурного ансамбля с колоннами, пирамидами, статуями и другими элементами. Его работой так и не воспользовались, т. к. она требовала чересчур больших затрат.

Талантливый зодчий Стасов упростил проект, убрав из него лишние, на его взгляд, составляющие и навсегда вошел в историю. В 1832 г. он представил комиссии два варианта будущих ворот, а годом позже – детальные эскизы. Был изготовлен деревянный макет памятника, на котором по рекомендациям Николая I и приемной комиссии вносились изменения. В таком виде проект и был утвержден. В те времена памятники, в основном, отливали из чугуна. В случае воротами поступили так же.

Этапы строительства памятника

Устройство фундамента началась в конце лета 1834 г. Для этого вырыли глубокий котлован, в который последовательно уложили 570 блоков в два ряда, а поверх них – плиты известняка, добытого с берегов реки Тосны. Слой плит составил четыре метра. Интересным является тот факт, что в качестве фундаментных плит частично использовали блоки, предназначенные ранее для строительства звонницы Смольного монастыря. Когда фундамент был готов, провели торжественную церемонию закладки в присутствии высокопоставленных гостей. Среди плит основания ворот было несколько с инициалами автора проекта Стасова.

Работы на стройплощадке велись под надзором Е. Диммерта. Вес чугунных составляющих, изготовленных на Литейном заводе, превысил 50.000 пудов; железных – 5000 пудов; медных – около тысячи. В 1836 г. все было готово к сборке Московских триумфальных ворот, процессом руководил мастер Забурдин. Скульптор Б. Орловский выполнил в соответствии с проектом скульптуры, входящие в архитектурный ансамбль памятника, а также завершил декоративные работы по рекомендациям царя.

Император Николай I самолично составил текст посвятительной надписи, которую традиционно помещают на главный фасад триумфальных построек. В ней говорится о том, что сооружение воздвигнуто в память о подвигах победоносных русских войск в Персии, Турции и Польше, а также указаны памятные даты сражений, произошедших в период 1826-1831 гг.

Московские триумфальные ворота восхищают своими масштабами; это самое крупное в мире сооружение, собранное из чугунных элементов.

Дальнейшая история ворот

В середине 30-х годов ХХ в. Московский проспект реконструировали, а Триумфальные ворота разобрали с перспективой последующего переноса их в парк Победы. Начавшаяся через несколько лет война помешала реализации планов. Детали декора частично оказались в спецхранилищах и музеях Ленинграда. Некоторые элементы выполняли роль противотанковых заграждений.

В мирное время вопрос восстановления ворот вновь был поднят. Соответствующий проект разработали инженеры института Ленпроект. Задача осложнялась тем, что из более чем ста оригинальных элементов сохранилось к моменту реконструкции чуть больше половины. Со скульптурами дела обстояли еще хуже, но несмотря на это, к 1961 году воротам вернули довоенный вид.

Через четыре года площадь у бывшей заставы переименовали в Московскую, а чуть позже вернули ей прежнее название – «Московские ворота». Так же называется и ближайшая к памятнику станция метрополитена. Масштабная реконструкция памятника была проведена в начале нового тысячелетия.

Московские триумфальные ворота

Ближайшая станция метро: «Московские ворота».

Адрес: город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

Памятник М. И. Глинке на Театральной площади
Имя М.И. Глинки близко сердцу каждого россиянина, благодаря операм «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и другим известным произведениям. Современники сравнивали его с Пушкиным, подчеркивая, что оба они создали новый русский язык: один – в поэзии, вт...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2018 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!