ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → Троице-Измайловский собор
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Троице-Измайловский собор


Рубрика: Санкт-Петербург

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Если смотреть на этот храм со стороны Фонтанки, кажется, что вот сейчас выплывет из-за домов чудо-корабль с синими куполами-парусами в золотых звёздах, белоснежный, словно облако…

И трудно вообразить, глядя на его сияющую красоту, что из всех храмов петербургских Троице-Измайловский собор — едва ли не самый многострадальный: прямо со дня основания и до ныне преследовала его судьбина. Но плывёт собор в своём звёздном великолепии — через обрушения, пожары, революции и резкие смены ориентиров.

Под высочайшим руководством

Всё началось с формирования в 1730 году лейб-гвардии Измайловского полка — по указу Анны Иоанновны, для надёжной опоры трону. Измайловцы стали третьим императорским полком после Семёновского и Преображенского и в будущем не подвели надежд, на них возлагаемых.

Как всё российское воинство, должны были измайловцы посещать церковь. Для удобства военных в каждом полку были свой храм и походная церковь. Только гвардейцам Измайловского приходилось поначалу ходить по другим приходам.

В 1743 году в недавно отстроенной Измайловской слободе (сегодня главная улица той слободы стала Измайловским проспектом) сооружают первую церковь. С ростом прихода она стала мала, и в 1752 году, по прошению Измайловского полка и указу императрицы Елисаветы Петровны, возводят более просторную деревянную церковь прямо на том месте, где теперь — собор. Церковь была особенная: малые купола относительно главного располагались по сторонам света — ветвям креста. Так был выстроен храм в Керстово, которое принадлежало духовнику Елисаветы. Императрица щедро одарила церковь Святой Живоначальной Троицы.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

В ноябре 1824 года церковь «необратима повреждена водою» во время самого разрушительного в Петербурге наводнения. А в 1827 году Николай I, с 1823-го по 1825 год — командир второй бригады первой гвардейской дивизии, изъявляет волю на средства Кабинета императора построить для измайловцев новый храм на 3000 человек прихода, с тремя приделами — Святой Троицы, Марии Магдалины (на юге), св. Иоанна Воина (на севере).

Император назначает себя главным руководителем стройки, архитектором — Василия Стасова, а инженером — Петра Базена. По мнению историков, постоянное вмешательство Николая в строительство, неоднократные перемены «на ходу» уже утверждённого плана и стали во многом причиной первых строительных неудач.

Возведение. Первые испытания

Закладку храма приурочили к полковому празднику Пятидесятницы. Император по причине турецкой кампании отсутствовал, потому на торжестве 13 мая 1828 года пожаловала Мария Фёдоровна — вдовствующая императрица — с внуком Александром, будущим царём-освободителем. Она и положила в основание первый камень, прочие же положили «нового чекана платиновые монеты».

Началась долгая семилетняя стройка, масштабная — чтобы показать мощь русского оружия, трудная — со своими поражениями и победами.

На строительство снарядили 204 каменщика, 30 каменотёсцев, 80 плотников, 24 топорщика, 12 кузнецов и 277 подносчиков. В основание планировалось вбить 5 500 свай, однако на деле их число почти удвоили — до 9 000 четырёхсаженных свай. Причиной был чрезвычайно слабый грунт. Фундамент выкладывали тосненской плитой (известняком, добытым по берегам Тосны), цоколь — гранитом. Для связи кирпичных стен и колонн использовали полосовое и брусковое железо. На устройство основания ушёл весь 1828 год.

В 1829 году строительство дошло до портиков, а в 1830 году стали сооружать центральный барабан с шлемообразным куполом, что из-за масштабности конструкции было особенно сложным. В августе 16 колонн, державшие купол, треснули — Стасова на 1 сутки отправили на гауптвахту. Исправлять ошибку пришлось Базену: более года под его руководством укрепляли колонны и купол.

В 1832 году купол обшит, увенчан золочёной главой и крестом. Его украшают 280 золотых звёзд, а каждый малый — 208. Когда купол красили, то всё вокруг от собора на расстоянии 100 сажен (более 200 метров) поливали водой, чтобы пыль не испортила чистоту цвета. Центральный купол стал вторым по величине на ту пору куполом из дерева в Европе — в ясные дни его видели, не доезжая 20 километров до города!

Ночью 23 февраля 1834 года (по некоторым источникам — 1833 года) над Петербургом разразилась буря. Центральный купол сорвало чудовищными порывами ветра и завалило на восточный купол. Когда Николай днём прибыл к месту трагедии, вокруг собора валялись куски медной обшивки, кирпичи, обломки разбившегося креста…

Началось следствие. Стасова арестовали на 10 (5?) суток, а комиссия, состоящая из именитых инженеров, архитекторов, математиков И. Шарлеманя, К. Тона, Монферрана, Висконти, А. Михайлова, отыскала в планах и расчётах серьёзные ошибки. Чтобы не испытывать судьбу, новый проект купола поручили снова Базену. Почти четыре месяца инженер разрабатывал проект, а осенью 1834 года базеновский купол уже укрыт медью.

Весною 1835 года Фёдор Брандуков покрывает купол кобальтом, расписанным золотыми звёздами, а 25 мая перед Измайловским полком в полном составе Троице-Измайловский собор освящён.

Николай не успел к освящению, но посетил собор позже и остался недоволен иконами, которые для храма писали по его личному заказу академики — ректор Академии художеств Василий Шебуев, академик Василий Сазонов, профессор Алексей Егоров, профессор Андрея Иванов. Новые лики поручили писать самоучке Николаю Майкову, но и тому не удалось удовлетворить императора. Потому иконы в храме частично — от академиков, частично — «от народа», т. е. Майкова.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Во всём — торжество и мощь

Собор, как и задумывалось, вмещал 3 000 человек. Огромный ампирный храм стал в России в то время самым большим. Фасады его украсили шестиколонные портики коринфского ордера, в нишах — бронзовые ангелы работы С. Гальберга. Скульптурный фриз выполнил Иван Леппе.

В интерьере также всё поражало сдержанным великолепием и масштабностью. 24 коринфские колонны держали своды, освещаемые бронзовой пятитонной люстрой в 300 свечей, созданной К. Грейсоном. Свет отражался от белого мрамора колонн и пилястров, но едва ли не ослепительнее было кадило в 370 свечей — самое большое в Европе.

Полукруглый иконостас, оформленный коринфскими колоннами, работали в мастерской А. Тарасова. К ликам, писанным «академиками и мужиком», в 1872 году добавились образа кисти Д. Бузато и Т. Неффа, переданные из Исаакиевского собора. Алтарь укрывала сень с надписью «Сим знаменем победиши»: по преданию, эти слова увидел в небе император Рима Константин I Великий перед битвой с тогдашним итальянским правителем Максенцием.

Стены военного храма украсили пленённые турецкие знамёна и знамёна полковые. За стеклом витрин — ключи от Лемотика, Баязета, Никополя, Карса, Адрианополя и прочих поверженных крепостей и городов. В 1836 году на стенах появились беломраморные доски с начертанными на них именами офицеров-измайловцев, погибших при Аустерлице, в сражении при Фридланде, под Бородином и при Кульме.

Щедрый подарок к освящению сделал сам Николай: он передал в собор яшмовые, оправленные в золото сосуды и яшмовую дарохранительницу, исполненную как храм с колоннами из розового агата.

Прихожане. Часовня и Колонна Славы

С жизнь собора оказались связаны судьбы многих — знаменитых и безвестных. В 1867 году под сводами храма обвенчались Ф. М. Достоевский и А. Сниткина. А композитор и пианист, первый директор консерватории Санкт-Петербурга А. Рубинштейн отправлялся из-под сводов в свой последний путь: отпели великого музыканта в день его 65-летия, 16 ноября.

Собор становится почитаем и прославлен среди христиан. К концу XIX века в нём исповедуются около 8 000 человек в год. В престольный праздник перед собором проводят парад, а знамёна полка окропляют святой водой. В Спас Нерукотворный прихожане крёстным ходом идут на Фонтанку для водосвятия, а Успение Богородицы обходят окрестные улицы.

В 1895 году рядом с собором выстроили ампирную часовню св. Александра Невского. «Архитектор» — прихожанин-инженер С. Кондратьев — совершенно безвозмездно создал проект часовни в честь чуда спасения императорской семьи при крушении поезда в селении Борки в 1888 году. Ещё одно событие, память о котором заключилась в часовне, — чудесное же спасение Николая II в кругосветном путешествии: в Отсу (Япония) фанатик из числа полицейских ударил саблей по голове цесаревича. Но удар «соскользнул», раны оказались незначительными.

Другой памятник вне стен собора посвящён военной славе измайловцев. Сначала из Турецкого похода, из-под Горного Дубняка, где Измайловский полк одержал тяжёлую победу, привозят 4 пушки. После появились другие трофейные орудия, а с ними и идея памятника.

Авторами «Колонны Славы» стали военный инженер Г. Житков и архитектор Д. Гримм. Колонна представляет собой пятиярусное сооружение на чугунной базе из 4 турецких мортир, составленное из 100 разнокалиберных трофейных орудий. Венчает колонну фигура Ники — Победы.

Открыли колонну в 1886 году. На торжество пригласили представителей всех округов и родов войск, ставших участниками Турецкой войны 1877 – 1878 годов. Молебен служили полковые священники, кто участвовал в войне и был награждён крестами на Георгиевской ленте.

В 1930 году колонну отправили на переплавку — не пощадили даже воинской славы прежней России. Только в 2005 году колонна восстановлена.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

ХХ век: новое время — новые испытания

После революции не стало полка, полкового духовенства. Собор сначала становится приходской церковью. В 1922 году большевики изымают храмовые ценности — золотые священные сосуды, серебряные ризы, лампады и венцы, кресты. Прихожане за месяц собирают значительную сумму личным серебром и выкупают большую часть «экспроприированного».

В это же время арестовывают 86 человек — священнослужителей и прихожан — за сопротивление советской власти. Четырёх из них расстреляли, других заключили в тюрьмы. Собор захватывают «обновленцы», лояльные к новой власти.

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!