ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → «Медный всадник» - памятник Петру I на Сенатской площади
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

«Медный всадник» - памятник Петру I на Сенатской площади


Рубрика: Санкт-Петербург

Медный всадник, памятник Петру I

Памятник императору Петру Первому, установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга, давно, едва ли не с момента сотворения, стал легендой, образом многих литературных произведений, символом судьбы России. На роман — с заговорами, страстями и подвигами — похожа и история его создания.

…Попытки увековечить память о царе-полководце в достойном памятнике предпринимались не единожды. В 1742 году русский итальянец Франческо Растрелли отливает монумент по модели, созданной ещё его отцом — Бартоломео Карло Растрелли. Карло пригласил в Россию сам император Пётр, который будто бы и подал при жизни скульптору-архитектору идею памятника. По другой версии, замысел принадлежит Анне Иоанновне, которая хотела установить скульптуру на Васильевском острове, на месте современного университета.

Медный всадник, памятник Петру I

Работа Растрелли категорически не понравилась Екатерине II. Убрать с глаз долой — таков был её вердикт, после чего статуя оказалась у Исаакиевского моста, под навесом. Только в 1800 году, уже после смерти Екатерины, памятник установили у Михайловского замка.

В поисках мастера

Екатерина решила сама найти скульптора и создать собственный памятник Петру, демонстрируя тем самым преемственность его и своего правления. По указанию императрицы посол России во Франции Алексей Михайлович Голицын обращается к Дени Дидро, с которым Екатерину связывала многолетнее общение и обмен философскими, просветительскими идеями.

Дидро рекомендует Этьена-Мориса Фальконе. К тому времени 50-летний Фальконе — директор Севрской фарфоровой мануфактуры, заслуживший благосклонность маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, ваянием небольших скульптур в стиле рококо. Послужной список не впечатлил Голицына, однако за скульптора вступаются и другие философы, видевшие в мастере нереализованный потенциал. Дидро говорил о Фальконе, что тот обладает тонким вкусом, деликатностью, умом, при этом «суров… Корысти не знает».

Последняя характеристика оказалась едва ли не важнейшим «талантом» протеже Дидро. Смутьян Фальконе, у которого и мысли о величии императорском были свои, «неканонические», показался Голицыну самой подходящей кандидатурой, когда назвал цену за работу — 200 тысяч ливров. Много ли это? Другие скульпторы (Голицын и Екатерина всё-таки не остановились сразу же на одном Фальконе) запрашивали в несколько раз более.

В 1766 году, 6 сентября, Фальконе подписывает контракт и, сопровождаемый юной помощницей Мари-Анн Колло, едет в неведомую, «полудикую» Россию — ваять её царя, «поднявшего страну на дыбы»…

«В начале славного дела»

В октябре 1766 года Фальконе прибывает в Санкт-Петербург. На первом этапе воодушевлённая императрица способствует скорейшему ходу работ: в елизаветинском деревянном Зимнем дворце (теперь — пересечение Невского проспекта и Большой морской улицы), прямо в Тронной зале, устраивают мастерскую скульптора, в бывшей каменной конюшне — его жильё. Для моделирования скульптурного изображения из конюшни императрицы доставляют двух жеребцов — Бриллианта и Каприза. Лихой гвардеец заставляет их взлетать на помост и взвиваться на дыбы, чтобы Фальконе в жадных набросках запечатлел момент высочайшего напряжения всадника и коня…

Но были у повышенного внимания к скульптуре и весьма неприятные стороны. Прибыв в Петербург, Фальконе выслушал множество авторитетных мнений, каковым следует изображать великого самодержца. Так, сама Екатерина видела Петра непременно со скипетром; Иван Бельский, возглавлявший Императорскую академию искусств, ничего не имел против скипетра, но считал, что Пётр должен стоять, выпрямившись во весь свой гигантский рост. Совершенно просветительские идеи присылал почтою Дидро: в его воображении великий реформатор и воитель должен «усесться» в фонтан, наполненный аллегориями.

Однако всем советчикам, в том числе — коронованным, пришлось замолчать: «Монумент мой будет прост…выше (прочего) личность созидателя… её и надо показывать людям».

Медный всадник, памятник Петру I

Памятник

В 1769 году закончена гипсовая модель. Самым трудным в её изготовлении для Фальконе оказалась голова императора, которую он пробовал вылепить несколько раз, но всё — безрезультатно. Лицо вдохновенного самодержца вполне удалось юной ученице мастера — Мари-Анн Колло. Работа Мари вызвала восхищение Екатерины, которая высочайшим повелением распорядилась принять Колло в Российскую академию художеств с пожизненной пенсией в 10 тысяч ливров. Не принадлежит рукам Фальконе и змей под ногами коня. Вылепливал гада Фёдор Гордеев — талантливый скульптор из России.

После двух недель общественного просмотра и высказанного одобрения Фальконе нужно было приступать к отливке монумента. Однако сам он такой работой никогда не занимался, потому ждал приезда французского литейщика Б. Эрсмана. В 1772 году Эрсман приезжает, но справиться с изваянием такого «росту и размера» ему оказалась не по силам. Потерпели неудачу и ещё несколько литейных мастеров.

Помощь французскому ваятелю вновь пришла от подданного великого царя-мастерового — Емельяна Хайлова, «пушечных дел мастера». Первая отливка, однако, чуть было не привела к грандиозному пожару: труба для заливки расплавленной бронзы лопнула, грозя залить пылающим металлом деревянные покои. Спасая имущество, Хайлов предотвратил пожар, едва не погибнув сам.

Новая отливка состоялась только через 3 года — таков был ущерб от прорыва и такова теперь была художническая судьба Фальконе: Екатерина к нему охладела. Она не отвечала на письма скульптора с запросами материалов, средств, приставила к нему надзирателя, откровенно ненавидевшего скульптора. Отливая изображение, мастер в складках Петрова плаща оставил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе…».

Но увидеть своего Петра на постаменте, взлетевшего над любимым городом на верном коне, Этьену так и не удалось.

Постамент. Открытие памятника

Однажды, открыв газету «Петербургские ведомости», горожане увидели обращение властей, в котором была просьба найти подходящий «для постановления..» памятника Петру камень. Самостоятельно решить проблему двор не смог.

Откликнулся на просьбу казённый крестьянин Вишняков Семён Григорьевич, давно заприметивший мраморную глыбу в окрестностях Конной Лахты, однако — ввиду размеров — пока не сыскавший ей применения. Глыбу за величину — 2000 тонн первоначально и 1500 тонн после обработки — и происхождение прозвали в народе Гром-камнем: жила легенда, что чудовищный кусок гранита отколола во время грозы молния.

Когда Гром-камень извлекли, в земле остался котлован, через время заполнившийся водой. И сегодня можно его увидеть: бывшее место Гром-камня — это нынешний петровский пруд.

А работникам предстояла труднейшая задача: поставленную на платформу глыбу нужно было двигать к Финскому заливу по желобам с уложенными в них 30 шарами, отлитыми из прочного медного сплава. Невероятное мероприятие длилось с середины ноября 1769 года по конец марта 1770 года. На берегу камень перегрузили на морской транспорт, специально к этому случаю сконструированный, и 2 фрегата отбуксировали транспорт к Сенатской площади. Состоялось торжественное событие в 1770 году, 26 сентября.

Фальконе, сам одобривший найденный мрамор, в это время ещё в Петербурге. Однако отношения с императрицей и придворными обострились до предела: мастер не был силён в дворцовых интригах и, совершенно измученный ими и оболганный, в 1778 году навсегда прощается с Россией. Своё творение в завершённом — величавом и дерзком — виде он не узнает никогда…

В 1782 году, 7 августа, состоялось торжественное открытие сенатского памятника. Был салют, парадный марш гвардейцев, прибытие Екатерины II — в порфире и короне… Но за всей этой обычной мишурой петербуржцы вряд ли и заметили поначалу то великое и необыкновенное, что случилось, когда под барабан с памятника спала полотняная ограда… Словно сам Пётр, оживший и взбешённый творимым, взметнулся над толпой — такова была сила таланта или сила личности самодержца, решившей воплотиться именно в этом монументе и в этом месте.

Отношение к памятнику было настороженным — не таков должен быть царь! Слишком живым, «голым на бешеном коне» казался горожанам изваянный император. А после, с лёгким и мудрым стихом Пушкина, стал Пётр Медным всадником — страшным, однако — охраняющим и уберегающим город от беды.

Чтобы добраться до Медного всадника, нужно от ст. м. «Адмиралтейская» идти к Малой Морской, далее — до проспекта Декабристов, а после направо — до Невы. Весь поход займёт у вас 10 минут.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!