ГлавнаяРоссияСанкт-Петербург → Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)


Рубрика: Санкт-Петербург

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Своим появлением Казанский кафедральный собор обязан Павлу I — именно по его указанию ветхую церковь Рождества Богородицы снесли, заложив на том месте храм, являющийся сегодня одним из самых узнаваемых архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Автором проекта выступил А. Воронихин, строительство заняло 10 лет (1801—1811 гг.). К сожалению, сам император не дожил даже до начала работ, и контроль над реализацией плана принял Александр I.

Очертания храма часто сравнивают с контурами собора Святого Петра в Ватикане, и сходство, действительно, налицо: колонный ряд и внушительный купол — характерные особенности обоих строений, причём, в отличие от итальянской, для русской архитектуры того периода подобная форма была нехарактерна в принципе.

Не уступает петербургский кафедральный собор ватиканскому и по известности — именно здесь хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесённая из церкви Рождества Богородицы и занимающая особое место в истории России.

Форма собора — крестово-купольная с расходящимися по сторонам колоннадами-рукавами. Основной материал внешнего убранства — пудостский камень с алебастровой затиркой кирпичного оттенка. Внутренняя отделка включает яшму, вставки из разных видов мрамора, доломита, порфира, финского гранита, сланца и иных сортов ценных минералов. Общий бюджет строительства составил порядка пяти миллионов рублей.

Для оформительских работ и фасадной, и внутренней части были приглашены лучшие ваятели (Степан Пименов, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский, Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев) и художники (Карл Брюллов, Василий Шебуев, Владимир Боровиковский, Борис Бессонов, Фёдор Бруни, Григорий Унрюмов, Пётр Басин) страны.

Несмотря на столь внушительный список фамилий мастеров, убранство Казанского кафедрального собора поражает целостностью оформления и общей выверенностью деталей — и стены с барельефами, и пилоны под куполами, и сам иконостас представляют собой единую композицию в стилистике эпохи Возрождения. Довершают архитектурный ансамбль массивные парадные двери и 56 величественных колонн: сочетание розового гранита с позолотой на капителях придаёт всему облику храма особенную монументальность и одновременно чувство простора.

С течением времени все иконостасы (главный, северный и южный) были облицованы серебром. Причём для реконструкции центрального использовали благородный металл, конфискованный у французов. Автором этого проекта выступил архитектор Константин Тон, работы в сумме велись два года (1834—1836 гг.).

Основная особенность внутреннего устройства собора — разделение на три нефа, где тот, что находится посередине, в четыре раза превосходит боковые по ширине. В 1814 году значительная часть барельефов, украшающих стены помещений, отсырела и разрушилась, и их пришлось заменить более износостойкими росписями с использованием масляных красок. До наших дней в оригинальном виде сохранились лишь «Шествие на Голгофу» и «Взятие воинами Христа в вертограде» (северный и южный входы).

Мало кому известно, что Казанский собор в Санкт-Петербурге до начала XX века служил и музейным хранилищем: его «запасники» до передачи в Исторический московский музей насчитывали целую коллекцию штандартов, порядка ста знамён и ключей от городов, взятых русской армией. Частично этот же статус имеет храм и сегодня — на его площади стоят памятники Михаилу Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову, а в северной части захоронен прах русского полководца.

XX век для истории собора — время разрушений и потерь. Уже в 1918-м он лишился настоятеля — его расстреляли вместе с детьми. В 1922 году храм начали понемногу разграблять под предлогом изъятия ценностей «для народных нужд». Первым вывезли серебряный иконостас, за ним последовали другие предметы и атрибуты культа, книги и иконы были сожжены, а крест, венчающий купол, сброшен вниз. В 1929-м собор был официально закрыт, чтобы через год открыть двери в новом статусе — как музей научного атеизма.

В 30-70-е годы чердаки храма использовали, чтобы замуровать мощи сразу нескольких святых, в том числе Серафима Саровского, останки которого были обнаружены и переправлены в Свято-Дивеевский монастырь только в 1990-м.

В годы Великой Отечественной войны весь комплекс несколько раз подвергался бомбёжке — часть «шрамов» от разорвавшихся снарядов на колоннах впоследствии было решено оставить как напоминание о тяжёлом времени. Сама же реставрация началась лишь в 1951 году и продлилась до 1960-го, после чего здание получило новый статус — музея воинской славы и истории религии.

Непосредственно собором «музей» вновь стал в 1990 году, а через 9 лет — в 1999-м — ему вернули звание кафедрального, то есть главного храма в городе.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Сайт: kazansky-spb.ru

Адрес: Казанская площадь, 2, Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!