ГлавнаяРоссияМосква → Ярославский вокзал
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Москвы

Ярославский вокзал


Рубрика: Москва

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский железнодорожный вокзал, один из девяти грандиозных вокзалов столицы РФ, имел до 1870 название Троицкого, позже, вплоть до 1922 г. – Ярославского, а затем, до 1955г. Троицкого, после чего был переименован в Северный. В 1956 г. вокзалу было возвращено название Ярославский, которое он и носит по сегодняшний день. В настоящее время вокзал, официально именуемый пассажирским терминалом станции Москва Ярославская, считается крупнейшим по объему пассажиропотока транспортным узлом, принимая и отправляя в течение каждых суток более 600 составов пригородного сообщения и дальнего следования (восточное направление, включая Урал, Сибирь, дальний Восток, Монголию, КНР). Ярославский вокзал, наряду с Казанским и Ленинградским, расположен на знаменитой «площади трех вокзалов» – Комсомольской. В непосредственной близости находятся станция «Комсомольская» Московского метрополитена и платформа «Каланчевская» по Курскому, Рижскому и Смоленскому направлениям Московской железной дороги.

Страницы истории

На месте нынешней Комсомольской площади с расположенными на ней объектами железнодорожной инфраструктуры в 17 столетии размещался обширный луг, который сегодня граничил бы с западной стороны с улицей Большой Спасской, а в ту эпоху доходил до центрального фасада деревянных монарших палат, известных как Каланчевский дворец из-за наличия в архитектурном ансамбле пожарной каланчи. По этой же причине Каланчевским стали называть и сам луг, тянувшийся в восточном направлении к Красному пруду.

Земельный надел, на котором был позднее воздвигнут вокзал, занимал площадь более 20 гектаров и принадлежал ямщикам, населяющим Переяславскую ямскую слободу. В последние десятилетия 17 века здесь размещались многочисленные деревянные постройки Нового полевого Артиллерийского двора, где изготавливались и складировались артиллерийские орудия, а также боеприпасы к ним. Мимо пролегал Восточный тракт, ведущий к Красному селу и далее вглубь России. Во время наполеоновского нашествия 1812 г. Артиллерийский двор со всем вооружением был взорван русскими казаками и сгорел дотла.

В 1863 г. между Красным прудом и Николаевским вокзалом (ныне Ленинградским) пролегла ветка новой железной дороги – Московско-Троицкой (Московско-Ярославской), имеющей протяженность около 70 км. С учетом малой протяженности и здание воздвигнутого на ней двухэтажного столичного вокзала не отличалось большими габаритами, имея сметную стоимость в 221 тыс. руб. При этом левое крыло здания было отведено для административных нужд управленческого аппарата дороги. Несмотря на скромные размеры, белоснежная оштукатуренная постройка отличалась строгим изяществом форм, во многом подчеркивающимся дробным ритмом оконных проемов в обрамлении мелкопрофилированных тяг. Здание было увенчано флагштоком с развевающимся на нем ведомственным штандартом.

В воскресный день 22 июля 1862 г. с вокзала до станции Сергиево (Сергиев Посад) был отправлен первый пробный поезд, знаменуя начало регулярного железнодорожного сообщения по новой линии.

Особенности архитектуры

Строительство вокзала окончательно завершилось лишь в начале XIX в. В 1896—1897 г. г. были переоборудованы корпус восточного крыла и перронная конструкция, реконструированные в соответствии с проектом архитектора Льва Николаевича Кекушева.

В 1903—1905 г. г. существующее вокзальное здание дополнил новый фасад с залом ожидания, спроектированный не менее известным зодчим Федором Осиповичем Шехтелем. В архитектурном решении господствовала неорусская стилевая концепция с включениями отдельных декоративных элементов нордического модерна. Фронтонную нишу над аркой входа в вокзальный вестибюль украсило рельефное панно с гербами городов Москвы, Ярославля и Архангельска, объединенных друг с другом Ярославской железной дорогой.

Этапы реконструкции

В 1930 г. станцию электрифицировали – электропоезда стали курсировать от Ярославского вокзала до станции Мытищи.

Следующая масштабная реконструкция состоялась в 1966—1967 г. г., когда к фасаду с перронной стороны присоединили зал, имеющий сплошную стеклянную стену. В этот же период значительному видоизменению подверглись интерьеры помещений внутри вокзала (автор проекта – советский архитектор Л. Н. Ненаглядкин).

В 1996 завершили очередную реконструкцию, проведенную с целью расширения площадей под нужды возросшего пассажиропотока.

В 2014 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету двадцатипятирублевого достоинства с изображением вокзала на аверсе и портретом Ф. О. Шехтеля на реверсе, входящую в состав серии «Архитектурные шедевры России».

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский вокзал в Москве

Ближайшая станция метро: метро «Комсомольская» Кольцевой или Сокольнической линии.

Адрес: Комсомольская площадь, д. 5, Москва, Россия.


Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича...

Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди...

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят...

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. ...

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!