ГлавнаяРоссияМосква → Казанский вокзал
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Москвы

Казанский вокзал


Рубрика: Москва

Казанский вокзал в Москве

Изначально вокзал носил название Рязанского, поскольку входил в инфраструктуру Московско-Рязанской железной дороги. В 1911 г, когда наладилось железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью, вокзал получил официальное наименование Казанского, хотя в течение еще более чем двух десятилетий после этого в обиходе обывателей бытовали на равных и то, и другое названия.

В своем первоначальном варианте вокзальное здание было построено из дерева и вступило в строй в начале 1862 г, а первый состав, который следовал от Москвы до Коломны, отошел от вокзального перрона ближе к середине лета. Вокзал, и без того не поражающий своими размерами, был принят в эксплуатацию со множеством существенных недоделок, а обслуживание пассажиров осуществлялось из рук вон плохо. В частности, на недостроенные перроны мужчинам приходилось выпрыгивать, а дам, детей и людей преклонного возраста вообще снимали с вагонных трапов на руках.

К 1865 г. на месте прежнего, деревянного, построили новое здание, созданное по проекту архитектора М. Ю. Левестама. И хотя на этот раз в качестве основного строительного материала был использован камень, постройка, ютившаяся под единой кровлей с перронным дебаркадером, все равно была тесной, отнюдь не блистая изяществом и комфортом. Над аркой центрального входа высилась башенка, которую венчали часы. С того времени до наших дней дошло лишь одноэтажное строение воздвигнутого с преобладанием итальянского стиля локомотивного депо веерной конструкции. Этот вокзал за годы существования претерпел множество реконструкций, а в 1894 г, в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и многократно возросшим пассажиропотоком, назрела очевидная необходимость кардинальной перестройки и значительного увеличения полезных площадей.

Тем не менее, лишь к 1911 году правление владевшего дорогой акционерного товарищества приняло окончательное решение о воздвижении нового вокзала. Был объявлен конкурс, перед участниками которого поставили задачу создать соответствующий требованиям времени грандиозный проект «Восточных ворот города», символически соединяющих Европу с Азией. В конкурсную комиссию поступило несколько альтернативных вариантов, разработанных маститыми членами Императорской архитектурной академии Ф. О. Шехтелем и А. В. Щусевым, а также архитектором-художником Е. Н. Фелейзеном.

Проектные решения Шехтеля и Щусева отличались некоторой схожестью в силу наличия в них живописных объемных групп, однако предпочтение все же было отдано Щусеву. По мнению членов комиссии, преимуществом его проекта стало преобладание красочных элементов позднего московского барокко, сочетавшего в себе черты как неорусского, так и восточного стилей, что сообщало зданию экзотический и одновременно деловой тон. Возможно, выбор пал на Щусева еще и потому, что по проекту Шехтеля уже было создано здание Ярославского вокзала. В предпоследний октябрьский день 1911 г. комиссия огласила свой вердикт, согласно которому ведущим архитектором и руководителем строительства официально назначался Алексей Викторович Щусев. При этом оговаривалось условие, что в первоначальный проект автором должен быть внесен ряд усовершенствований. Окончательное утверждение проекта состоялось в конце осени 1913 г.

Строительные работы начались весной 1914 г. и превзошли по своему масштабу все прочие московские стройки того времени. Правление дороги, которое возглавлял известнейший российский предприниматель Николай Карлович фон Мекк, не жалело средств для финансирования грандиозного строительства и привлечения к нему самых талантливых российских зодчих, инженеров и художников.

Сложность композиции Казанского вокзала обусловлена тем, что А. В. Щусев нарочито пренебрег соблюдением законов классической симметрии, объединив в общее целое архитектурные объекты разновеликих объемов и масс. Гениальному архитектору удалось блестяще разрешить непростую задачу художественного согласования нововозводимого строения с парой уже существующих, придав всему комплексу единый и сугубо индивидуальный художественный облик вытянутых в струнку корпусов с помещениями, различающимися по функционалу и объемным формам определенных габаритов. Гармонию и ритмику довершает экзотика причудливых, словно взятых из сказок «Тысячи и одной ночи» очертаний остроконечных кровель и башенок, плавных изгибов арок. При этом отправной композиционной вехой, обеспечивающей зрительное единство, служит угловая башня многоярусной конструкции, органически связывающая фасады сооружения и являющаяся доминирующим элементом. В архитектуре башни явственно прослеживаются органично сочетающиеся черты Боровицкой башни Московского Кремля и башни Сиюмбике при Казанском Кремле, хотя пропорции ярусов здесь изменены в сторону увеличения нижнего объема. Башня увенчана шпилем с фигурой дракона Зиланта, изображенного на старинном гербе столицы Татарстана.

В итоге вокзал визуально воспринимается как исторически сложившаяся на протяжении многих лет архитектурная система, а не комплексное решение в рамках единого авторского проекта.

В 1936 г. в помещение бывшего багажного отделения была встроена тоннельная галерея, ведущая ко входу на станцию метро «Комсомольская». Позже, в течение 1950 гг., состоялось обустройство подземного зала для пассажиров пригородных поездов, также соединённого с метрополитеном.

Очередную реконструкцию вокзала с целью увеличения его пропускной способности провели в 70-х годах минувшего столетия, а с 1986 по 1997 гг. здание подверглось капитальному ремонту с расширением и перепланировкой помещений, обновлением интерьеров, оснащением современной техникой. Также были сооружены крытый дебаркадер, зал ожидания с восточного фасада, линии подземных переходов под всеми станционными платформами, новые здания корпусов в зоне Рязанского проезда и ул. Новорязанской, включая спроектированную Щусевым Царскую башню. Архитектура новых корпусов, несмотря на ряд существенных отличий от щусевской концепции, органично сочетается с обликом всего сооружения, нисколько не нарушая общекомпозиционного единства. Завершение реконструкции приурочили к дате 850-летнего юбилея Москвы.

В 2003 году регулярное пешеходное движение по тоннелю подземного перехода под платформами Казанского вокзала было прекращено, а в конце 2011 г. состоялось открытие новосозданного трехэтажного пригородного вокзала. Знаменательным событием стало создание в Царской башне постоянно действующей экспозиции живописных полотен, автором которых является Народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин.

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве

Ближайшая станция метро: метро «Комсомольская» Кольцевой или Сокольнической линии.

Адрес: Комсомольская площадь, д. 2, Москва, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича...

Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди...

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят...

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. ...

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и ...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!