ГлавнаяИталияЛомбардияМилан → Театр Ла Скала (итал. Teatro alla Scala)
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Милана

Театр Ла Скала (итал. Teatro alla Scala)


Рубрика: Милан

Ла Скала

Заочное ознакомление с достопримечательностями в преддверии посещения той или иной страны — отличительная черта любого настоящего туриста. Интересных мест в мире много, как говорится, на любой вкус и цвет, однако есть так называемый вечный список, пункты которого обязательны для визита и осмотра, и в случае с Италией — это миланский театр Ла Скала (La Scala, полное название — Teatro alla Scala). Открытый в 1778 году, он уже не первый век выступает Меккой для ценителей оперного искусства, регулярно приезжающих сюда со всего мира.

История Teatro alla Scala

История La Scala полна непредсказуемых событий и любопытных фактов, и самый первый из них — само название театра. Если перевести с итальянского на русский слово scala, получится простое «лесница», однако прототипом для наименования послужило вовсе не устройство подъёма на высоту, а старинный знатный род делла Скала. В XIV веке эта фамилия была приписана к названию церкви, возведённой на месте сегодняшнего Teatro alla Scala — Санта-Мария делла Скала, в качестве указателя на её покровителей.

Зимой 1776 года крупный пожар полностью уничтожил Королевский герцогский театр — тогдашний центр культурной жизни Милана, и императрица Мария-Тереза Австрийская, чтобы сохранить за Миланом статус столицы оперного пения, повелела вместо восстановления прежнего здания выстроить новый «оперный дом». Местом для этого и была выбрана площадь со старинной церковью Санта-Мария делла Скала.

За основу архитектурной композиции был принят проект, представленный зодчим Джузеппе Пьермарини. Он не только создал по-настоящему элегантный стиль постройки в духе неоклассицизма, снабдив её удобным порталом для подъезда гостей в конных экипажах, но и разработал революционную систему акустики зала, сравниться с которой многие века не мог ни один театр в мире.

Строительные работы заняли два года (1776—1778), в сумме было потрачено около миллиона лир. За это время территория, где стояла церковь, была расчищена и переоборудована, сохранив для потомков лишь название — La Scala.

Оперный зал: интерьер и постановки

Внешне стилистически строгий и лаконичный, изнутри новый театр поражал великолепием убранства: тёплые и «богатые» оттенки золотистого цвета пронизывали весь интерьер — от холла до зрительских мест. В качестве формы оперного зала была выбрана огромная подкова с 5-этажным расположением лож. Вместимость каждой из них — до 10 гостей. Таких лож конструкция насчитывала порядка 200, и, таким образом, Teatro alla Scala одновременно мог принять рекордное для того времени число посетителей.

Из-за своих внушительных размеров театр быстро стал не только местом для масштабных костюмированных постановок, но и площадкой для корриды, плацдармом для карточных турниров и т. д. А благодаря тому что внутренняя инфраструктура включала и пространства для всевозможных развлечений — от буфетов до игорных комнат, — очень скоро за Ла Скала закрепился статус центра светской жизни как Милана, так и Италии в целом.

Следующий шаг, к достижению славы уже мирового уровня, театр сделал в начале августа 1778 года — именно тогда состоялась премьера оперы «Узнанная Европа». Антонио Сальери написал это произведение специально для знакового мероприятия, которое в итоге прошло с большим размахом и открыло новую страницу в истории европейского театрального искусства.

Кроме оперных спектаклей, репертуар регулярно пополнялся и балетными представлениями. Штат La Scala конца XVIII века включал постоянно действующую труппу: вокалистов и танцоров, музыкантов и дирижёра, главного режиссёра и даже обслуживающий персонал. Тщательный подход к каждой репетиции и слаженная работа мастеров своего дела неизменно собирали полные залы, почти любая постановка становилась культурном событием и долго обсуждалась, причём как среди высшего света, так и простыми горожанами.

Хорошо проработан был и сезонный график спектаклей: весной, летом и осенью ставились в основном оперные произведения на серьёзные тематики, в то время как в сезон карнавала можно было увидеть более лёгкие и комичные постановки, перемежающиеся с балетом.

Вклад Джоаккино Россини и Джузеппе Верди

Начало XIX века для делла Скала было ознаменовано сотрудничеством с Джоаккино Россини — гениальным композитором, основоположником моды на серьёзную оперу и бельканто — технику вокального исполнения с плавными переходами от звука к звуку. Дебютным произведением маэстро на сцене театра стала опера «Пробный камень», и после её успеха у широкой публики большую часть репертуара La Scala составили работы Россини.

В 1822 году ассортимент спектаклей было решено пополнить творениями Винченцо Беллини («Капулетти и Монтекки», «Беатриче ди Тенда», «Сомнамбула») и Гаэтано Доницетти («Анна Болейн», «Фаворитка», «Дочь полка»). При этом каждая постановка, кроме авторства именитых композиторов, включала и виртуозное исполнение. Оперные дивы Мария Малибран, сёстры Гризи, Джудитта Паста и другие звёзды итальянской оперы исполняли главные партии, поэтому все премьеры имели гарантированный аншлаг и проходили с триумфом.

Представления и мероприятия, которыми славился миланский театр, формировали театральную моду не только Италии. Достоверно известно, что, побывав в его стенах и посетив ряд спектаклей, под большим впечатлением остались английский поэт Джордж Гордон Байрон и французский романист Стендаль. А Михаил Глинка, лично познакомившись с Доницетти и Беллини, позднее написал серию работ в стиле Италии, и эти произведения до сих пор считаются лучшими из всего музыкального наследия композитора.

Приход в Ла Скала Джузеппе Верди за короткий срок превратил итальянскую оперу в настоящую визитную карточку страны, и теперь уже ни одно государство Европы не могло соперничать с ней за звание «оперного центра».

Творения Верди, кроме прочего, ненавязчиво, но красноречиво призывали к национальному объединению и освобождению от влияния Австро-Венгерской империи. Умело маскируя революционные настроения и посылы под исторические сюжеты («Жанна Д’Арк», «Фальстаф», «Набукко, или Навуходоносор» и т. д.), композитор очень скоро заслужил народное звание «маэстро революции».

Именно его творчество открыло в истории сценического искусства новую главу — социально-патриотическую, когда театр престал восприниматься как чистое развлечение, превратившись в площадку для серьёзных речей и рассуждений о судьбах страны и мира.

Эра Артуро Тосканини

Следующая веха в развитии Teatro alla Scala — принятие на должность художественного директора и главного дирижёра Артуро Тосканини. Позднее, записывая историю театра, это событие назовут одновременно случайным и судьбоносным, так как за пульт Тосканини попал благодаря простому стечению обстоятельств: временно замещая прежнего руководителя оркестра, уволенного за непрофессионализм.

В ту пору Артуро Тосканини было всего 20 лет, и на его счету числилось лишь исполнение «Аиды», однако энергичность и харизматичность молодого человека вкупе с виртуозной работой и быстро завоёванной любовью публики убедили администрацию театра решиться на эксперимент и оставить должность за талантливым музыкантом.

Будучи активным, предприимчивым и не страшащимся перемен, Тосканини за короткое время произвёл в театральном пространстве Ла Скала целый ряд реформ. В частности, репертуарный план пополнился операми Роберта Вагнера и чисто симфоническими произведениями, ещё больше расширив охват аудитории и привлекая зрителей из самых разных слоёв общества.

Не обошёл вниманием новатор и внутреннюю инфраструктуру и порядки — именно с его подачи занавес перестал подниматься вверх, сменившись горизонтальным раздвижением по сторонам, что было не только более красиво, но и в разы безопаснее в случае нарушения работы подъёмного механизма. В сами же правила посещения театра добавился пункт: оставлять головные уборы в гардеробе, чтобы гарантировать всем зрителям, вне зависимости от удалённости места от сцены, одинаково хороший обзор.

Накаляющаяся политическая обстановка в стране и распространение национал-социализма в конце концов вынудили Артуро Тосканини переехать в Соединённые Штаты, но, невзирая на расстояние и обстоятельства, даже из-за океана маэстро продолжал заботиться о своём детище как мог.

Вторая мировая война и послевоенные годы

В 1943 году театр Ла Скала подвергается практически полному разрушению под натиском артобстрелов и бомбёжек, но уже через два года, сразу после освобождения страны от фашистских захватчиков, Тосканини находит способ и устанавливает связь с миланскими властями, чтобы спонсировать реконструкцию здания. На переданный им 1 000 000 лир в течение года театр восстанавливают, и вскоре он вновь обретает своего художественного директора и покровителя.

Оказавшись на родине, в стенах любимого театра, Тосканини берётся за работу с двойным усердием, постепенно возрождая труппу, открывая новые таланты и возвращая итальянцам радость посещения оперы, а вместе с ней и жажду жизни.

1948 год для Teatro alla Scala был ознаменован дирижёрским дебютом молодого Гвидо Кантелли. Несмотря на то что музыканту тогда не исполнилось и 20 лет, его талант был высоко оценен Тосканини. Кантелли, обладая особой манерой руководства оркестром — энергичной и экспрессивной, — начинает работу над целым циклом спектаклей по произведениям Верди и Вагнера, а также организует выступления в сотрудничестве с рядом именитых маэстро: Гербертом фон Караяном (Австрия), Бруно Вальтером (Германия) и другими.

По мере того как театр возвращал себе довоенную славу и открывал новые творческие горизонты, накалялись страсти и внутри труппы. Чтобы завоевать звание примы, сразу две оперные дивы — Рената Тибальди и Мария Каллас — начали конкурировать в борьбе за главные роли, вступая в нешуточные конфликты. И хоть симпатии коллектива находились явно не на стороне высокомерной и неуживчивой Каллас, режиссёрский состав единогласно поддерживал именно её — за удивительную артистичность и актёрский талант вкупе с неповторимыми вокальными данными.

В 1955-м ведущую партию в «Травиате» отдают Марии Каллас, и это событие превращает её в визитную карточку и лицо Ла Скала на многие годы, попутно закрепляя за певицей звание истинной богини оперы.

В конце 1957 года Артуро Тосканини умирает, после чего 8 лет место главного дирижёра фактически пустует — никто из претендентов не задерживается на нём долго. В 1965-м руководить оркестром доверяют Клаудио Абаддо, и «текучка кадров» наконец останавливается. Спустя 7 лет Абаддо официально становится главным дирижёром театра. При нём наряду с успешными постановками классических оперных произведений в Ла Скала начинают ставить и балет, привлекая к сотрудничеству звёзд мировой сцены.

Так, во второй половине XX столетия на подмостках миланского театра «побывали» Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье, Федор Шаляпин, Пласидо Доминго, Тамара Милашкина, Лучано Паваротти, Рудольф Нуриев и другие. Вместе с этим установился и регулярный гастрольный график труппы — постановки Ла Скала увидели не только зрители других государств Европы, но и театралы из Штатов и Канады.

Реконструкции и обновления

Восстав, словно птица Феникс, из послевоенного пепла, Teatro alla Scala пережил не одну реконструкцию и в дальнейшие годы. Последний проект авторства Марио Ботта был успешно завершён в 2004-м, и теперь «главная сцена Италии» может похвастаться поистине королевскими размерами.

Количество зрительских мест было, наоборот, уменьшено. Причём вовсе не из-за расширения сценического пространства — сократить вместимость зала до 2 030 кресел потребовали современные правила пожарной безопасности. Конструкция же самой «подковы» осталась прежней: пять ярусов лож, включая королевскую, плюс партер. По мнению постоянных посетителей театра, самые лучшие места — в галереях, и если есть желание насладиться представлением с безупречным обзором и звуком, билеты стоит покупать именно сюда.

Не изменились и даты начала театральных сезонов: двери открываются в 7-й день декабря, когда итальянцы отмечают festa di Sant'Ambrogio — праздник святого Амвросия, считающегося покровителем Милана. До лета идут оперные постановки, потом следует перерыв до осени, и с сентября начинается время симфонических концертов и балета.

Репертуар, музей и достопримечательности

Неугасающая популярность Ла Скала в XXI веке обусловлена тем, что здесь спектакль по душе найдёт, действительно, каждый. Кроме постановок неустаревающих шедевров классики, режиссёрский состав театра внимательно следит за современными тенденциями и регулярно пополняет репертуар модными новинками, в том числе в духе востребованных сегодня альтернативных прочтений известных произведений.

Цена билетов в театр стартует от 29 евро, самые дорогие места с самым лучшим обзором могут стоить несколько сотен евро. При желании внести посещение Teatro alla Scala в своё туристическое расписание о билетах стоит позаботиться заранее, лучше всего ещё до поездки. Забронировать билеты можно онлайн непосредственно на сайте театра.

Визит в миланскую оперу рекомендуется совместить с походом в музей делла Скала, действующий при театре. Портреты оперных див, изваяния и бюсты композиторов и дирижёров, посмертная маска Джузеппе Верди, макеты декораций к ряду известных постановок и многие другие экспонаты помогут буквально оживить историю и лучше прочувствовать атмосферу, в которой творили легенды сцены.

После посещения театрального комплекса можно по живописной аллее дойти до собора Дуомо, построенного в Средние века в готическом стиле, либо прогуляться до памятника Леонардо да Винчи, также расположенного неподалёку.

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Официальный сайт: www.teatroallascala.org

Адрес: Via Filodrammatici, 2, 20121 Милан, Италия.

Метро: CORDUSIO; DUOMO M1; MONTENAPOLEONE.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Памятник Леонардо да Винчи (итал. Statua di Leonardo da Vinci)
Милан называют столицей моды, но за более чем 2000-летнюю историю города в нём происходили события, повлиявшие и на формирование мирового искусства в целом. В частности, в своё время здесь жил один из главных представителей творческой эпохи Высоког...

Конная статуя Виктора Эммануила II (итал. Monumento a Vittorio Emanuele II)
Памятник Виктору Эммануилу II, восседающему верхом на коне, расположен в центре Милана, на Соборной площади. Король Виктор Эммануил II — важная фигура в истории всей Италии. Именно Витториано, как ласково и уважительно называют его в стране, удалос...

Соборная площадь (итал. Piazza del Duomo)
Пьяцца-дель-Дуомо — площадь в историческом центре Милана, на которой расположены ключевые архитектурные памятники города: кафедральный собор (итал. Duomo di Milano), пассаж Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II), резиденция прав...

Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II)
Пассаж, названный в честь правителя объединённой Италии Виктора Эммануила II, — один из первых торговых центров Европы и важная достопримечательность города Милана. Расположение в историческом центре, на Соборной площади, возможность полюбоваться в...

Миланский собор (итал. Duomo di Milano)
Миланский кафедральный собор — беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!