Достопримечательности Милана
Театр Ла Скала (итал. Teatro alla Scala)
Рубрика: Милан
Заочное ознакомление с достопримечательностями в преддверии посещения той или иной страны — отличительная черта любого настоящего туриста. Интересных мест в мире много, как говорится, на любой вкус и цвет, однако есть так называемый вечный список, пункты которого обязательны для визита и осмотра, и в случае с Италией — это миланский театр Ла Скала (La Scala, полное название — Teatro alla Scala). Открытый в 1778 году, он уже не первый век выступает Меккой для ценителей оперного искусства, регулярно приезжающих сюда со всего мира.
История Teatro alla Scala
История La Scala полна непредсказуемых событий и любопытных фактов, и самый первый из них — само название театра. Если перевести с итальянского на русский слово scala, получится простое «лесница», однако прототипом для наименования послужило вовсе не устройство подъёма на высоту, а старинный знатный род делла Скала. В XIV веке эта фамилия была приписана к названию церкви, возведённой на месте сегодняшнего Teatro alla Scala — Санта-Мария делла Скала, в качестве указателя на её покровителей.
Зимой 1776 года крупный пожар полностью уничтожил Королевский герцогский театр — тогдашний центр культурной жизни Милана, и императрица Мария-Тереза Австрийская, чтобы сохранить за Миланом статус столицы оперного пения, повелела вместо восстановления прежнего здания выстроить новый «оперный дом». Местом для этого и была выбрана площадь со старинной церковью Санта-Мария делла Скала.
За основу архитектурной композиции был принят проект, представленный зодчим Джузеппе Пьермарини. Он не только создал по-настоящему элегантный стиль постройки в духе неоклассицизма, снабдив её удобным порталом для подъезда гостей в конных экипажах, но и разработал революционную систему акустики зала, сравниться с которой многие века не мог ни один театр в мире.
Строительные работы заняли два года (1776—1778), в сумме было потрачено около миллиона лир. За это время территория, где стояла церковь, была расчищена и переоборудована, сохранив для потомков лишь название — La Scala.
Оперный зал: интерьер и постановки
Внешне стилистически строгий и лаконичный, изнутри новый театр поражал великолепием убранства: тёплые и «богатые» оттенки золотистого цвета пронизывали весь интерьер — от холла до зрительских мест. В качестве формы оперного зала была выбрана огромная подкова с 5-этажным расположением лож. Вместимость каждой из них — до 10 гостей. Таких лож конструкция насчитывала порядка 200, и, таким образом, Teatro alla Scala одновременно мог принять рекордное для того времени число посетителей.
Из-за своих внушительных размеров театр быстро стал не только местом для масштабных костюмированных постановок, но и площадкой для корриды, плацдармом для карточных турниров и т. д. А благодаря тому что внутренняя инфраструктура включала и пространства для всевозможных развлечений — от буфетов до игорных комнат, — очень скоро за Ла Скала закрепился статус центра светской жизни как Милана, так и Италии в целом.
Следующий шаг, к достижению славы уже мирового уровня, театр сделал в начале августа 1778 года — именно тогда состоялась премьера оперы «Узнанная Европа». Антонио Сальери написал это произведение специально для знакового мероприятия, которое в итоге прошло с большим размахом и открыло новую страницу в истории европейского театрального искусства.
Кроме оперных спектаклей, репертуар регулярно пополнялся и балетными представлениями. Штат La Scala конца XVIII века включал постоянно действующую труппу: вокалистов и танцоров, музыкантов и дирижёра, главного режиссёра и даже обслуживающий персонал. Тщательный подход к каждой репетиции и слаженная работа мастеров своего дела неизменно собирали полные залы, почти любая постановка становилась культурном событием и долго обсуждалась, причём как среди высшего света, так и простыми горожанами.
Хорошо проработан был и сезонный график спектаклей: весной, летом и осенью ставились в основном оперные произведения на серьёзные тематики, в то время как в сезон карнавала можно было увидеть более лёгкие и комичные постановки, перемежающиеся с балетом.
Вклад Джоаккино Россини и Джузеппе Верди
Начало XIX века для делла Скала было ознаменовано сотрудничеством с Джоаккино Россини — гениальным композитором, основоположником моды на серьёзную оперу и бельканто — технику вокального исполнения с плавными переходами от звука к звуку. Дебютным произведением маэстро на сцене театра стала опера «Пробный камень», и после её успеха у широкой публики большую часть репертуара La Scala составили работы Россини.
В 1822 году ассортимент спектаклей было решено пополнить творениями Винченцо Беллини («Капулетти и Монтекки», «Беатриче ди Тенда», «Сомнамбула») и Гаэтано Доницетти («Анна Болейн», «Фаворитка», «Дочь полка»). При этом каждая постановка, кроме авторства именитых композиторов, включала и виртуозное исполнение. Оперные дивы Мария Малибран, сёстры Гризи, Джудитта Паста и другие звёзды итальянской оперы исполняли главные партии, поэтому все премьеры имели гарантированный аншлаг и проходили с триумфом.
Представления и мероприятия, которыми славился миланский театр, формировали театральную моду не только Италии. Достоверно известно, что, побывав в его стенах и посетив ряд спектаклей, под большим впечатлением остались английский поэт Джордж Гордон Байрон и французский романист Стендаль. А Михаил Глинка, лично познакомившись с Доницетти и Беллини, позднее написал серию работ в стиле Италии, и эти произведения до сих пор считаются лучшими из всего музыкального наследия композитора.
Приход в Ла Скала Джузеппе Верди за короткий срок превратил итальянскую оперу в настоящую визитную карточку страны, и теперь уже ни одно государство Европы не могло соперничать с ней за звание «оперного центра».
Творения Верди, кроме прочего, ненавязчиво, но красноречиво призывали к национальному объединению и освобождению от влияния Австро-Венгерской империи. Умело маскируя революционные настроения и посылы под исторические сюжеты («Жанна Д’Арк», «Фальстаф», «Набукко, или Навуходоносор» и т. д.), композитор очень скоро заслужил народное звание «маэстро революции».
Именно его творчество открыло в истории сценического искусства новую главу — социально-патриотическую, когда театр престал восприниматься как чистое развлечение, превратившись в площадку для серьёзных речей и рассуждений о судьбах страны и мира.
Эра Артуро Тосканини
Следующая веха в развитии Teatro alla Scala — принятие на должность художественного директора и главного дирижёра Артуро Тосканини. Позднее, записывая историю театра, это событие назовут одновременно случайным и судьбоносным, так как за пульт Тосканини попал благодаря простому стечению обстоятельств: временно замещая прежнего руководителя оркестра, уволенного за непрофессионализм.
В ту пору Артуро Тосканини было всего 20 лет, и на его счету числилось лишь исполнение «Аиды», однако энергичность и харизматичность молодого человека вкупе с виртуозной работой и быстро завоёванной любовью публики убедили администрацию театра решиться на эксперимент и оставить должность за талантливым музыкантом.
Будучи активным, предприимчивым и не страшащимся перемен, Тосканини за короткое время произвёл в театральном пространстве Ла Скала целый ряд реформ. В частности, репертуарный план пополнился операми Роберта Вагнера и чисто симфоническими произведениями, ещё больше расширив охват аудитории и привлекая зрителей из самых разных слоёв общества.
Не обошёл вниманием новатор и внутреннюю инфраструктуру и порядки — именно с его подачи занавес перестал подниматься вверх, сменившись горизонтальным раздвижением по сторонам, что было не только более красиво, но и в разы безопаснее в случае нарушения работы подъёмного механизма. В сами же правила посещения театра добавился пункт: оставлять головные уборы в гардеробе, чтобы гарантировать всем зрителям, вне зависимости от удалённости места от сцены, одинаково хороший обзор.
Накаляющаяся политическая обстановка в стране и распространение национал-социализма в конце концов вынудили Артуро Тосканини переехать в Соединённые Штаты, но, невзирая на расстояние и обстоятельства, даже из-за океана маэстро продолжал заботиться о своём детище как мог.
Вторая мировая война и послевоенные годы
В 1943 году театр Ла Скала подвергается практически полному разрушению под натиском артобстрелов и бомбёжек, но уже через два года, сразу после освобождения страны от фашистских захватчиков, Тосканини находит способ и устанавливает связь с миланскими властями, чтобы спонсировать реконструкцию здания. На переданный им 1 000 000 лир в течение года театр восстанавливают, и вскоре он вновь обретает своего художественного директора и покровителя.
Оказавшись на родине, в стенах любимого театра, Тосканини берётся за работу с двойным усердием, постепенно возрождая труппу, открывая новые таланты и возвращая итальянцам радость посещения оперы, а вместе с ней и жажду жизни.
1948 год для Teatro alla Scala был ознаменован дирижёрским дебютом молодого Гвидо Кантелли. Несмотря на то что музыканту тогда не исполнилось и 20 лет, его талант был высоко оценен Тосканини. Кантелли, обладая особой манерой руководства оркестром — энергичной и экспрессивной, — начинает работу над целым циклом спектаклей по произведениям Верди и Вагнера, а также организует выступления в сотрудничестве с рядом именитых маэстро: Гербертом фон Караяном (Австрия), Бруно Вальтером (Германия) и другими.
По мере того как театр возвращал себе довоенную славу и открывал новые творческие горизонты, накалялись страсти и внутри труппы. Чтобы завоевать звание примы, сразу две оперные дивы — Рената Тибальди и Мария Каллас — начали конкурировать в борьбе за главные роли, вступая в нешуточные конфликты. И хоть симпатии коллектива находились явно не на стороне высокомерной и неуживчивой Каллас, режиссёрский состав единогласно поддерживал именно её — за удивительную артистичность и актёрский талант вкупе с неповторимыми вокальными данными.
В 1955-м ведущую партию в «Травиате» отдают Марии Каллас, и это событие превращает её в визитную карточку и лицо Ла Скала на многие годы, попутно закрепляя за певицей звание истинной богини оперы.
В конце 1957 года Артуро Тосканини умирает, после чего 8 лет место главного дирижёра фактически пустует — никто из претендентов не задерживается на нём долго. В 1965-м руководить оркестром доверяют Клаудио Абаддо, и «текучка кадров» наконец останавливается. Спустя 7 лет Абаддо официально становится главным дирижёром театра. При нём наряду с успешными постановками классических оперных произведений в Ла Скала начинают ставить и балет, привлекая к сотрудничеству звёзд мировой сцены.
Так, во второй половине XX столетия на подмостках миланского театра «побывали» Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье, Федор Шаляпин, Пласидо Доминго, Тамара Милашкина, Лучано Паваротти, Рудольф Нуриев и другие. Вместе с этим установился и регулярный гастрольный график труппы — постановки Ла Скала увидели не только зрители других государств Европы, но и театралы из Штатов и Канады.
Реконструкции и обновления
Восстав, словно птица Феникс, из послевоенного пепла, Teatro alla Scala пережил не одну реконструкцию и в дальнейшие годы. Последний проект авторства Марио Ботта был успешно завершён в 2004-м, и теперь «главная сцена Италии» может похвастаться поистине королевскими размерами.
Количество зрительских мест было, наоборот, уменьшено. Причём вовсе не из-за расширения сценического пространства — сократить вместимость зала до 2 030 кресел потребовали современные правила пожарной безопасности. Конструкция же самой «подковы» осталась прежней: пять ярусов лож, включая королевскую, плюс партер. По мнению постоянных посетителей театра, самые лучшие места — в галереях, и если есть желание насладиться представлением с безупречным обзором и звуком, билеты стоит покупать именно сюда.
Не изменились и даты начала театральных сезонов: двери открываются в 7-й день декабря, когда итальянцы отмечают festa di Sant'Ambrogio — праздник святого Амвросия, считающегося покровителем Милана. До лета идут оперные постановки, потом следует перерыв до осени, и с сентября начинается время симфонических концертов и балета.
Репертуар, музей и достопримечательности
Неугасающая популярность Ла Скала в XXI веке обусловлена тем, что здесь спектакль по душе найдёт, действительно, каждый. Кроме постановок неустаревающих шедевров классики, режиссёрский состав театра внимательно следит за современными тенденциями и регулярно пополняет репертуар модными новинками, в том числе в духе востребованных сегодня альтернативных прочтений известных произведений.
Цена билетов в театр стартует от 29 евро, самые дорогие места с самым лучшим обзором могут стоить несколько сотен евро. При желании внести посещение Teatro alla Scala в своё туристическое расписание о билетах стоит позаботиться заранее, лучше всего ещё до поездки. Забронировать билеты можно онлайн непосредственно на сайте театра.
Визит в миланскую оперу рекомендуется совместить с походом в музей делла Скала, действующий при театре. Портреты оперных див, изваяния и бюсты композиторов и дирижёров, посмертная маска Джузеппе Верди, макеты декораций к ряду известных постановок и многие другие экспонаты помогут буквально оживить историю и лучше прочувствовать атмосферу, в которой творили легенды сцены.
После посещения театрального комплекса можно по живописной аллее дойти до собора Дуомо, построенного в Средние века в готическом стиле, либо прогуляться до памятника Леонардо да Винчи, также расположенного неподалёку.
Официальный сайт: www.teatroallascala.org
Адрес: Via Filodrammatici, 2, 20121 Милан, Италия.
Метро: CORDUSIO; DUOMO M1; MONTENAPOLEONE.
Карта расположения:
← Миланский трамвай | Как добраться из аэропорта Милан-Мальпенса в центр города → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Леонардо да Винчи (итал. Statua di Leonardo da Vinci)
Милан называют столицей моды, но за более чем 2000-летнюю историю города в нём происходили события, повлиявшие и на формирование мирового искусства в целом. В частности, в своё время здесь жил один из главных представителей творческой эпохи Высоког...
Конная статуя Виктора Эммануила II (итал. Monumento a Vittorio Emanuele II)
Памятник Виктору Эммануилу II, восседающему верхом на коне, расположен в центре Милана, на Соборной площади. Король Виктор Эммануил II — важная фигура в истории всей Италии. Именно Витториано, как ласково и уважительно называют его в стране, удалос...
Соборная площадь (итал. Piazza del Duomo)
Пьяцца-дель-Дуомо — площадь в историческом центре Милана, на которой расположены ключевые архитектурные памятники города: кафедральный собор (итал. Duomo di Milano), пассаж Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II), резиденция прав...
Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II)
Пассаж, названный в честь правителя объединённой Италии Виктора Эммануила II, — один из первых торговых центров Европы и важная достопримечательность города Милана. Расположение в историческом центре, на Соборной площади, возможность полюбоваться в...
Миланский собор (итал. Duomo di Milano)
Миланский кафедральный собор — беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную...