ГлавнаяФранцияПариж → Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Парижа

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)


Рубрика: Париж

Опера Гарнье

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.

Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свете. Давно глаза и губы Кристины Нильссон стали пылью где-то в провинциальном французском городке и развеялись по свету… В рядах и ложах — только чужие лица — с незнакомым выражением, с нечитаемыми мыслями. Лики вселенского одиночества…

Кто знает, стала бы Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) — парижский театр оперы и балета — так известна, если бы однажды Гастона Леру не вдохновила на роман «Призрак Оперы» реальная и нереальная история талантливого архитектора с изуродованным лицом?.. Роман, а затем и мюзикл Эндрю Уэббера стали короной этого имперского оперного дворца Гарнье — Palais Garnier.

Они дали театру то, что не может дать золото, будто струящееся по стенам на сверкающий мрамор пола. То, что не смогли дать выступления Полины Виардо, Джулии Гризи, Люсьена Петипа, Энрике Карузо, Фёдора Шаляпина, Анны Павловой, Вацлава Нежинского, Михаила Барышникова. То, что не даст эфирной красоты роспись Марка Шагала на своде, прекрасные скульптуры, роскошные кольца балконов и счастливая подкова зрительного зала. У театра появилась удивительная история Призрака Оперы, в которой, как оказалось, больше правды, чем вымысла.

Озеро

Мистическое связано с Оперой Гарнье от момента её замысла. Даже сам замысел словно подсказан извне: в январе 1858 года на императора наполеона III совершают покушение в оперном театре, и он, смертельно напуганный, приказывает строить новую оперу. В конкурсе архитектурных проектов побеждает «серая лошадка» — Шарль Гарнье. Тогдашняя пресса писала о нём с неизменным прибавлением — «никому не известный». И это ещё одна тайна оперы Гарнье: как смог выиграть такой конкурс у маститых и великих? Талант? Но проект Гарнье был весьма спорным — и по стилю, и по чрезвычайным затратам на постройку, хотя его и называли «великолепным по простоте и логичности замысла». Даже слова девиза проекта о больших желаниях, но малой надежде, взятые Гарнье у Торквато Тассо, свидетельствуют о мизерном шансе на успех…

Тем не менее, решение о строительстве было принято. В мае 1861 года Гарнье приступил к его воплощению, имея на руках громадные средства. Забегая вперёд, скажем: стройка, длившаяся 15 лет — до декабря 1874 года, обошлась Франции в 36 миллионов франков в золотом эквиваленте. Только миниатюрная модель дворца, созданная в течение года, стоила 8 тысяч франков. Если пересчитать те деньги с современным коэффициентом, сумма получится фантастическая.

Начало строительства не задалось. Место, предназначенное для театра, — окончание перспективы Лувра улицы Оперы, оказалось непригодным для фундамента. Там протекал ручей, и сколько ни откачивали, ни отводили воду, она скапливалась на дне котлована. Тогда Гарнье принимает гениальное в простоте и эффективности решение: он создаёт бетонный резервуар, в котором вода скапливается, не разрушая фундамент и препятствуя (при определённом наполнении) дальнейшему притоку вод. А в случае пожара воду из резервуара можно использовать для тушения огня.

Первый выход Призрака

Он появляется предположительно в самом начале строительства. К Гарнье приходит человек в маске, рассказывают страшную и удивительную историю и просится в помощники. Его имя — Эрик. Он родился в деревушке в Нормандии, родился с таким уродливым лицом, что родители оставляют его, когда мальчику исполняется 8 лет. Уродца подбирает странствующий цирк, чтобы показывать для развеселения публики. В 15 лет Эрик сбегает из цирка и добирается до Персии (Ирана), где чудом оказывается помощником архитектора, строившего гаремы и дворцы. После многих лет Эрик приобретает необыкновенный опыт в архитектуре и решает возвратиться во Францию. Там как раз начинается строительство Оперы, и Эрик совершает отчаянный поступок — приходит к главному архитектору с просьбой о работе. Он поступает так, как сделал сам Гарнье — и оказывается в выигрыше.

Меж тем стройка продолжается. Её прерывают только франко-прусская война, Парижская Коммуна. Возобновляется строительство при Третьей республике, хотя Гарнье и испытывал давление со стороны правительства — театр не должен более напоминать об империи и императорах.

Чтобы завершить здание и отделку, правительство Третьей республики занимает почти 5 миллионов золотых франков и Франсуа Блан — финансиста, управлявшего богатыми казино в Монте-Карло. Сам Блан был так восхищён работой Гарнье, что позже архитектор будет надзирать за проектированием и строительством Оперы Монте-Карло.

В 1875 году, 5 января дворец распахнул двери — и сияние хлынуло из них…

На открытии был весь свет Парижа во главе с президентом Третьей республики — маршалом Мак-Магоном — и иностранные гости: лорд-мэр Лондона, испанский король Альфонсо XII. В антракте Гарнье вышел на площадку парадной лестницы — и публика аплодисментами встретила того, кто создал всё это великолепие.

Второй выход Призрака

Второго выхода не было. Эрик никуда не уходил — он трудился по 12 часов в день на постройке театра, поражая всех своими знаниями и талантом.

Вместе с Гарнье и другими он радовался открытию театра, который принёс ему и счастье творца, и благосостояние. Теперь Эрик выглядел и жил как благородный господин. Только лицо своё он скрывал под маской, чтобы не пугать окружающих своим уродством. Впрочем, к маске уже привыкли…

Он всегда брал билеты в пятую ложу. Отсюда он и увидел, точнее — услышал её — Кристину Дааэ (Нильссон), «шведского соловья». И влюбился. В истории театра отмечается, что Кристина заключила с дирекцией Оперы контракт, но вскоре отказалась. Почему? Легенда или быль утверждает, что Эрик просто украл Кристину — другим способом получить любимую женщину он не мог.

… Кристину нашли через 3 недели. Она не только отказалась от контракта, но и покинула Париж. В момент Призрак и становится Призраком.

В здании Оперы Гарнье прекрасно всё. Когда императрица Евгения обвинила архитектора в безвкусии и отсутствии стиля, тот ответил: «Это стиль Наполеона III».

На самом деле стиль постройки определяется как боз-ар — эклектика, сплавляющая императорскую римскую архитектуру и итальянское Возрождение, французское и итальянское барокко и французскую позднюю готику.

В создании главного фасада Оперы участвовали 14 художников и 73 скульптора. Венчают здание две скульптурные группы (справа и слева) Чарльза Гюмери — «Гармония» и «Поэзия». Основание ризалита украшают многофигурные скульптуры-аллегории поэзии-гармонии, музыки, танца, драмы. Особенно знаменита среди них группа «Танец»: скульптора Карпо обвинили в её непристойности, хотя ничего особенного непристойного в позах танцующих нет. Просто талант позволил Карпо изобразить танцующих настолько страстными, экстатическими, что заставил смущаться даже отъявленных греховодников.

Между колоннами фасада выставлены позолоченные бюсты великих композиторов — Россини, Обера, Бетховена, Моцарта, других. Венчает купол Аполлон в окружении Поэзии и Музыки авторства Эме Милле. Расстояние от его лиры до подвала театра составляет почти 74 метра.

Внутри встречает гостей огромная парадная лестница в два пролёта, высотою 30 метров, выложенная разноцветным мрамором: белым — ступени, красным и зелёным — перила. У её начала — 2 бронзовые женские фигуры с букетами-светильниками. Лестницу называли «театром в театре»: там роскошная публика демонстрировала себя, разыгрывая спектакли тщеславия, тайной любви, обольщения и отчаяния.

Лестница ведёт к театральным фойе и нескольким этажам зала оперы. Гранд-фойе Оперы устроено по подобию огромных дворцовых и замковых променадов-галерей: на протяжении всех его 54 метров — окна, зеркала, ряды хрустальных люстр, «золото на голубом», прекрасная роспись Бодри на потолке, а в конце — зеркальная ротонда, на своде которой — хоровод вакханок и фавнов.

Есть в Опере и так называемое танцевальное фойе, в котором предполагались разминки танцовщиков перед выступлением. Но вскоре после открытия театра оно приобрело несколько иную функцию: в фойе встречались балерины и богатые господа, знакомились, заключали разного рода соглашения…

Роскошный, великолепный, в тяжёлом золоте и багряном бархате зал выполнен в итальянской оперной традиции — подковой. Он вмещает 1979 зрителей, а сцена — 450 артистов. Свод расписан первоначально Жюлем Леневё, но в 1964 году поверх оригинальной росписи установили раму с росписью Марка Шагала.

Вечно летящие куда-то герои Шагала, воздушные, радостные и оторванные от мира, не диссонирует с тяжёлой роскошью убранства, а развивают её: даже тот, кто пришёл сюда покрасоваться богатством и завести знакомства, улетит с ними всё равно — в высь, к высотам горним и прекрасным…

Украшает потолок трагически знаменитая хрустальная люстра весом 7 тонн. Придумал её сам Гарнье, а на реализацию гранд-люстры потратили 30 тысяч золотых франков. Однажды она всё-таки упала. Точнее, упал противовес, её поддерживающий, пробив несколько этажей и убив консьержку. Случилась трагедия в момент представления «Мефистофеля». И снова люди заговорили о Призраке…

Опера Гарнье

Последний выход Призрака

Эрик отпустил Кристину — ему не нужно было отвращение любимой. Она бежала из Парижа, а он — исчез. И здесь в историю вплетается ещё одна рукотворная легенда-быль Оперы. В 1907 году Альфред Кларк — директор французской компании «Граммофон» — запечатывает в двух свинцовых урнах диски на 78 оборотов с записями лучших исполнителей того времени. Кларк завещает вскрыть урны через 100 лет. Про них как-то и забыли, но во время реставрационных и ремонтных работ в 1989 году урны нашли и вскрыли. Как говорят свидетели, в целых урнах не оказалось нескольких записей.

В ходе этих же работ была разобрана одна из стен подвала, за которой обнаружилась по-старинному меблированная комната. Предположили, что ей могли пользоваться рабочие во время строительства, хотя богатство комнаты как-то не вязалось с простыми тружениками.

Не долго раздумывая, вещи решились выбросить и — обнаружили ещё одну, страшную находку. В кладовой при комнате был найден скелет мужчины — без признаков убийства, но с выраженными деформациями лицевых костей. На его руке блестело кольцо с инициалами CD…

Ещё во время строительства Оперы Эрик сумел оборудовать себе квартиру в подвале театра — он по-прежнему не верил людям и их доброте. Украв Кристину и отпустив её, архитектор замуровал себя в комнате и умер, став вечным хранителем театра, его Ангелом.

Адрес: 8 Rue Scribe, Paris 75009.
operadeparis.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Опера Бастилии (фр. Opéra de la Bastille, Opéra Bastille)
Опера Бастилии — современный оперный зал, который является частью пейзажа площади Бастилии в Париже. После революции и особенно с 1880 года, когда Третья республика сохранила 14 июля в качестве национального праздника, площадь Бастилии ста...

Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...

Елисейские Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...

Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...

Река Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: Telegram

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2024 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!