ГлавнаяРоссияЯрославль → Здание вокзала Ярославль-Главный
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Ярославля

Здание вокзала Ярославль-Главный


Рубрика: Ярославль

Железнодорожный вокзал Ярославль-Главный

До 1952 года главный железнодорожный вокзал Ярославля — Ярославль-Главный — называли Вспольем, а площадь перед ним — Вспольинской, как и небольшую станцию, выстроенную в этом месте в 1898 году. Вокзал не сразу получил свой высокий статус, это случилось уже при советской власти, когда возникла необходимость увеличить пропускную способность двух жд-магистралей, проходящих через город.

До того центральным вокзалом оставался «Московский» (сегодня — Ярославль-Московский), возведённый в ходе строительства первой в городе жд-дороги, связавшей Ярославль и Сергиев Посад (1870 год). С течением времени и ростом города возникают и другие ветки, как ярославско-рыбинская дорога, а «Московский» утрачивает своё центральное значение.

«Новый Ярославль» и «Большой Ярославль»

В 1924 году утверждается в числе первых в молодой стране Советов генеральный план преобразований «Новый Ярославль». По нему следовало навести новые жд-мосты через Которосль (трёхпутный) и Волгу (в один путь), развивать транспортный узел Всполье, для чего построить там центральный вокзал и товарную станцию. Существующий же главный железнодорожный вокзал — Московский — и станцию Ярославль-город упразднить под мастерские паровозов.

Однако грандиозные планы столкнулись с тяжёлой действительностью — нехваткой денег, когда нужно было восстанавливать заводы, строить жильё, возрождать сельское хозяйство. Потому в 1936 году «Ленгипрогор» — Ленинградский государственный институт проектирования городов — разрабатывает другой план — «Большой Ярославль». Архитекторы и учёные работают в период появления и распространения нового архитектурного направления — ретроспективизма, в будущем названного Сталинской архитектурой, или Сталинским ампиром.

Неизменном в новом плане остаётся развитие станции Всполье, название которой также предусматривало изменение, ведь было оно слишком простым для возрождающегося имперского размаха, обозначая «окраину, выгон» (словарь В. Даля). Первый проект будущего вокзала был чрезвычайно пышным и… затратным. Его реализация пришлась на годы войны, которая внесла значительные коррективы в первоначальный план.

Железнодорожный вокзал Ярославль-Главный

Железнодорожный вокзал Ярославль-Главный

Железнодорожный вокзал Ярославль-Главный

Война

В 1941 – 1945 годах Всполье стала одной из главных станций на Северо-Западном направлении движения, распределяя потоки с Западного, Северо-Западного и Калининского фронтов. Отсюда везли грузы в Ленинград и Москву, сюда эвакуировали блокадников. Тяжёлые и славные военные дни вокзала описаны в романе В. Каверина «Два капитана».

Современность

После Великой Отечественной войны к строительству подписывают иной проект, созданный Н. Панченко в соавторстве с М. Шпотовым — архитекторами «Мосгипротранса».

Основой для вокзала стала традиционная русская дворцовая схема конца ХVIII — начала ХIХ веков. По ней был создан вокзал берегового типа (с расположением перрона и путей выше уровня площади), со строго симметричной линейной трёхчастной композицией. Центральная часть почти кубической формы выступает относительно крыльев в сторону площади и путей. Её оформляет мощный шестиколонный портик, богато декорированный карниз, поддерживаемый коринфскими полуколоннами на пьедесталах, часы в геометрическом и растительном декоре.

Новый вокзал был введён в строй в 1952 году. Монументальный, парадный и очень запоминающийся, он определил всю дальнейшую застройку площади, которой руководил С. Капачинский.

В 1977 году построены подземный переход и здание для билетных касс. В 2008 году площадь украсил монумент Савве Мамонтову, до революции управлявшему Акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги.

Адрес: г. Ярославль, пл. Ярославль-Главный, 1а.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался ...

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!