ГлавнаяРоссияСвердловская областьЕкатеринбург → Танковая дорога «Уралмашзавода» – памятник Великой Отечественной войны
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Екатеринбурга

Танковая дорога «Уралмашзавода» – памятник Великой Отечественной войны


Рубрика: Екатеринбург

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода» – бывший танкодром, где в период Великой Отечественной войны обкатывались и притирались детали собранных на предприятии танков и самоходок. Полигон был возведен на северо-западе Орджоникидзевского района Свердловска (ныне Екатеринбург). Решение о строительстве было принято 4 июля 1943 года на самом высоком уровне – в Государственном комитете обороны СССР. На строительство ушло всего четыре месяца и уже 21 ноября того же года по Танковой дороге известного на всю страну завода прошли первые боевые машины для фронта.

Танковая дорога как «дорога крови и слез»

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Для строительства Танковой дороги выбрали место в расположенном в лесном массиве парке Победы. Это совсем недалеко от Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), за ныне заброшенной Белой башней, от которой тогда зависело водоснабжение микрорайона Уралмаш. Место оказалось подходящим не только по причине близости к заводу: зимой здесь не было риска снежных заносов. Строили танкодром, что называется, всем миром. Это была настоящая «народная стройка»! Закончив основную смену в цехах, рабочие целыми бригадами приходили работать сюда. На строительство направлялись также провинившиеся заводчане. Процесс возведения данного стратегически важного объекта оказался очень трудоемким. Из-за нехватки техники, тракторов и автомашин многие работы осуществлялись вручную. Поэтому полигон в народе назвали «дорогой крови и слез».

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода»

При прокладке Танковой дороги местность основательно расчищалась. Выкорчевывались пни и вырубались здоровые деревья (сосны, березы). Рабочие рыли глубочайшую, местами доходившую до 2-х метров траншею. В нее выше поверхности земли насыпался щебень. Непосредственно на него укладывали тяжелые каменные блоки. Данный вид работ был особенно тяжелым: блоки неправильной формы необходимо было подбирать так, чтобы они плотно, как пазлы, подгонялись друг к другу и не выскакивали из своих «гнезд». Эти «камешки» буквально вбивались в грунт при помощи очень тяжелой древесной трамбовки. В результате они смогли выдержать движение десятков танков и самоходов в день, мощные удары железных гусеничных траков. По обеим сторонам полигон оснастили очень глубокими кюветами, в которые отводилась талая вода весной и дождевые воды летом и осенью.

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Длина танкового полигона почти семь километров

Бывший уралмашевский танкодром, имеющий форму восьмерки, протянулся на 6 км 800 метров. На прямом отрезке ширина полигона составляет 25 метров и 10 метров в петлях разворота танка. У танкодрома удлинена средняя часть, пролегающая вдоль улицы Бакинских комиссаров и плавно переходящая в улицу Донбасская. На уровне современной улицы Победы находится северная петля дороги, а на уровне Черниговского переулка – южная. Боевые машины шли навстречу друг другу по прямому участку дороги и во избежание столкновения должны были разминуться в петли разворота. По ним танки двигались только в одном направлении. Броневые плиты, которыми выложена дорога, весной оттаивали и просыхали раньше других дорог. Дети из окрестных бараков рабочего поселка чертили на них классики. Но веселая игра могла внезапно прерваться, когда с завода появлялся очередной танк…

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода»

Танковая дорога «Уралмашзавода» в наши дни

В настоящее время Танковая дорога «Уралмашзавода» является монументальным памятником времен Великой Отечественной войны. Но от ее былого вида практически ничего не осталось. Екатеринбуржцы местами застроили ее домами и гаражами. Полигон порос травой и массивные каменные блоки видны только в тех местах, где бывший танкодром пересекается оживленными пешеходными тропами. Ровесницами дороги являются березы, росшие в кюветах с 1943 года. Теперь же они уже почти сомкнулись над полигоном в петлях разворота танков. В наши дни эта некогда «дорога крови и слез» превратилась в тропу здоровья для жителей не только микрорайона Уралмаш, но и других районов уральской столицы. Летом по бывшим танковым маршрутам занимаются группы здоровья, пробегают кроссы спортсмены, гуляют дети и пожилые люди. В зимнее время здесь пролегают лыжные трассы...


Похожие публикации:

Памятник The Beatles
Словосочетание «ливерпульская четвёрка» известно, пожалуй, каждому, даже весьма далёкому от музыки человеку. Феномен группы The Beatles по сей день является наиболее ярким эпизодом в мировой истории рок-н-ролла, и именно поэтому в Екатеринбурге в 2...

Нулевая точка отсчета километров
«Нулевым километром» условно называют начальную точку отсчета, некий ориентир в определенном населенном пункте, от которого определяются расстояния до «нулевых километров» во всех прочих населенных пунктах. Такими ориентирами могут служить отмечаем...

Ледовый городок в Екатеринбурге - 2017–2018 гг.
Вечер предновогодней пятницы уходящего 2017 года в столице Урала – Екатеринбурге – был ознаменован открытием главного ледового городка, местом расположения которого стала Площадь 1905 г. Тематически экспозиция посвящена знаменательной дате, которую...

Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка
Перед нами дом, в котором в период с 1885 по 1891 год жил известный уральский литератор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912), уроженец посёлка Висим, расположенного в 50 км от Нижнего Тагила. Дом был куплен писателем на гонорар за роман «Пр...

Ледовый городок в Екатеринбурге - 2016–2017 гг.
2017-й год — юбилейный для самого любимого в России детского писателя — Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем отмечать 135 лет со дня его рождения. Чуковского любят и дети, и взрослые, потому екатеринбуржцы с особой радостью ожидали открытия нового...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!