ГлавнаяРоссияСанкт-ПетербургКронштадт → Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта
Путешествуй с нами:

Достопримечательности Кронштадта

Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта


Рубрика: Кронштадт

Петровская пристань, Кронштадт

Петровская пристань в городе-крепости Кронштадте появилась еще во времена Петра I. Поначалу здесь царило мелководье, стенки были деревянными и стояли на сваях, а основания – ряжевые. Да и называлась иначе – Котлинской гаванью (второе название – Петровский спуск) – и была очень тесной. После проведения дноуглубительных работ возможности пристани улучшились, и со временем она обрела славу и статус морских ворот Кронштадта – главных на острове Котлин. Известна как самая безопасная стоянка для морских судов, и другой такой пристани не найти нигде не только в России, но и во всем мире.

Петровская (Зимняя) пристань

На строительство сгонялись военные и каторжники

Поражение шведов в Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года обусловило коренной перелом в Северной войне 1700–1721 годов. Стало очевидно, что рано или поздно она завершится победой Российской империи. Но пока война еще шла, Петр I решил заняться постройкой гаваней на острове Котлин, чтобы туда могли заходить боевые корабли. На перспективу здесь могли бы причаливать и вполне мирные суда, при помощи которых открывались и исследовались новые земли.

Распорядившись о строительстве гавани, император приказал привлечь к работам солдат и матросов, осужденных к каторге крепостных, плативших подушную подать мещан и крестьянский люд, а также плененных шведов. Каждый год, и это продолжалось десятки лет, сюда сгоняли по 30 тысяч подневольных работников. Работа была тяжелой, нечеловеческие условия изматывали людей: остров Котлин действительно для них стал настоящим адом на земле.

Петровская (Зимняя) пристань

Как обустраивалась Петровская пристань

Петровская или как ее еще называют Зимняя пристань, появившаяся одновременно с первоначальной гаванью, пробыла деревянной около сотни лет. Грандиозным воплощением инженерной мысли она стала в 1820–1824 годах (проект разработал инженер Андрей Данилович Готман). Строительство гранитных стенок и дноуглубительные работы начались в 1859 году и велись целый десяток лет. Впоследствии пристань пережила не одну реконструкцию, став в 1882 году такой, какой мы ее сегодня знаем.

Петровская (Зимняя) пристань

Летопись радостных встреч и трагических событий

История Петровской пристани – это летопись встреч и разлук, радости, грусти и горести. Отсюда на поле брани отправлялись отважные моряки, которых со слезами на глазах провожали родственники. Добрые напутствия звучали и в адрес мореплавателей-исследователей, уходивших в дальнее плавание с надеждой стать первооткрывателями новых земель. И можно только представить, сколько было радости, когда после военных кампаний и научно-исследовательских мореплаваний все возвращались целыми и невредимыми.

Августейших персон и других почетных гостей неизменно встречали на пристани под звуки оркестра и почетным караулом. Ступив на землю и пройдя по ее широким ступеням, гости оказывались в прилегающем к ней Петровском парке – роскошном и утопающем в зелени. Здесь находится памятник Петру Великому, который будто приветствовал прибывших. Точно так же царь-реформатор, основавший Кронштадт, встречал своих гостей и при жизни.

История Петровской пристани – это еще и летопись трагических событий. Потому что кронштадтцы уходили отсюда не только в дальние походы. Кроме покорения морей и океанов они участвовали в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. Их героизм помнят сражения Гражданской войны 1917–1922 годов, во время которой кронштадтцы участвовали в боях против войск интервентов. В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. корабли советской Балтийской флотилии нещадно били по фашистам, не давая врагу подступиться к Ленинграду. Отсюда на транспортные суда грузились морские пехотинцы, которых потом отправляли воевать отнюдь не на море, а на линию фронта на суше.

Красноречивая статистика: в годы ВОВ настоящим подспорьем для наших воинов стали 150 тысяч моряков-кронштадтцев. Отважные сыны города на острове Котлин, форпоста Балтийского флота, сражались на подступах к Северной столице и под Москвой, в Сталинградской битве и кавказских сражениях, в Заполярье. Когда наши войска вошли в обреченный Берлин, они вывели на руинах поверженного рейхстага преисполненную гордости надпись: «Мы из Кронштадта!»

Петровская (Зимняя) пристань

Петровская (Зимняя) пристань

Памятник истории и стратегический объект

Петровская пристань являет собой исторический памятник и стратегически важный объект, а еще – яркий образец достижений отечественного гения военно-инженерной мысли минувших времен. Своей гранитной строгостью и благородством линий она впечатляет каждого посетителя. Пристань органично вписывается в панораму просторных и таких же гранитных кронштадтских гаваней. С пристани на них открывается хороший обзор. По левую сторону расположилась Лесная гавань. Немногим дальше располагается еще одна – Военная. Посмотрев напротив, увидите Среднюю гавань. Купеческая, частью которой является Итальянский пруд, находится за дамбами Усть-Канала. Еще чуть дальше находится Каботажная гавань. А за развалинами форта имени императора Павла I разместился Большой Кронштадтский рейд. В свое время он был самым главным рейдом российского флота.

Живым свидетельством славного героического прошлого пристани являются пушки с форта «Император Павел Первый». Их две, и они накрепко вмонтированы в поверхность. А еще они – красноречивое напоминание о временах гладкоствольной артиллерии. А вот пушечные ядра – не «родные», они от других орудий, более крупных. Такие ядра назывались брандскугелями. Перед тем как зарядить ими пушки, их помещали в особые печи и раскаливали. Они, попав на вражеский корабль, и разрушали его, и одновременно поджигали. Особенно результативной стрельба брандскугелями была в эпоху парусного флота.

На Петровской пристани сегодня можно видеть две чугунные вазы. Они стали истинным ее украшением. В годы ВОВ, когда линкор «Марат» – главное ударное ядро Балтийского флота и защитник обороны Ленинграда, стоявший в Средней гавани – был подвергнут бомбардировке, и одну из ваз выкинуло в воду взрывной волной. Поисковой группе обнаружить ее не удалось, и тогда была изготовлена новая, которую водрузили на прежнее место.

По обе стороны пристани находятся гранитные постаменты. На них (они кубической формы) выгрузили небольшие якоря, скрепленные цепями. Их сняли с катеров, с которыми связана героическая история военно-морских сил нашей страны. А на набережной, которая примыкает к пристани, находятся орудия, дошедшие еще с Крымской войны: они вели огонь с кронштадтских фортов на четырехкилометровое расстояние.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств...

Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»....

Морской Никольский собор в Кронштадте
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объек...

Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш...

Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!