ГлавнаяИталияФлоренция → Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – вековой символ Флоренции
Путешествуй с нами:

Флоренция - достопримечательности

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – вековой символ Флоренции


Рубрика: Флоренция

Санта-Мария-дель-Фьоре

Итак, мы с вами вновь в прекрасной солнечной Флоренции. Красивых мест в тосканской столице много, исторических достопримечательностей тоже не меньше. Однако сегодня мы совершим виртуальное путешествие в собор Санта-Мария-дель-Фьоре – самое известное архитектурное сооружение в городе. Относится к эпохе флорентийского кватроченто (итальянского искусства XV столетия). Собор имеет и второе название – Дуомо. Находится на одноименной площади в самом центре Флоренции, считается символом города. Благодаря своей изящности и в то же время грандиозности, Санта-Мария-дель-Фьоре стал также символом периода раннего итальянского Возрождения, некой границей между наступившей новой эпохой кватроченто и устаревшими архитектурными традициями Средневековья.

Предыстория строительства

Санта-Мария-дель-Фьоре

В IV веке во Флоренции возвели кафедральный собор Санта-Репарата. Но уже к XIII столетию он начал ветшать и обрушаться, что не удивительно – простоял-то целых девять веков! Плюс ко всему он стал тесен для верующих, ведь население города росло, и храм не мог уже вмещать всех желающих. Поэтому в 1289 году было принято решение на месте Санта-Репараты построить новый собор. Более вместительный, величественный и богаче украшенный. Чтобы подчеркнуть мощь процветающей Флоренции, показать, что она превзошла города Пизу и Сиену, своих извечных конкурентов по региону Тоскана. Возведение нового собора, который решено было назвать Санта-Мария-дель-Фьоре, гильдия искусств поручила известному архитектору, представителю Проторенессанса Арнольфо ди Камбио. Зодчий разработал проект будущего кафедрального гиганта, предусмотрев три широких нефа, средний из которых планировалось расположить непосредственно на месте прежней Санта-Репарата. Другой неф и вовсе оканчивался над восьмиугольным куполом. Судя по дате, значащейся под барельефом с изображением Благовещения – 1310 год – ди Камбио довольно оперативно приступил к возведению соборных стен, а именно южной стены.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Как возводился собор Дуомо

Однако в том же 1310 году 65-летний зодчий Арнольфо умирает. С его уходом заморозилось и строительство. Причем на целых два десятилетия. Новый старт работам дало духовной значимости событие: обретение храмом Санта-Репарата мощей святого Зиновия Флорентийского. Под свой контроль работы по возведению нового храма взяла гильдия купцов, торгующих шерстью. В 1331 году они назначили главным ответственным по строительству архитектора Джотто. Но этот зодчий вместо выполнения поставленной перед ним задачи взялся почему-то за кампанилу.

Так в итальянской архитектуре тех времен называли, как правило, квадратные в основании колокольни, обычно стоящие отдельно от основного здания соборов. Спустя шесть лет Джотто тоже умер, успев построить лишь первый ярус колокольни-кампанилы. Еще через девять лет разразилась эпидемия чумы. Понятно, что на фоне тотального мора людей было не до строительства. Поэтому оно вновь было прекращено.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Возобновление работ пришлось на 1349 год. Строительством в разное время руководили разные архитекторы. Франческо Таленти, например, завершил доставшуюся в «наследство» от предшественника колокольню. Он же расширил площадь строительства, а также выступ здания (апсиду) и поперечный неф (трансепт). Через десять лет его преемником стал Джованни ди Лапо Гини, заслугой которого стало разделение арками главного нефа на четыре квадратные части. С 1369 года на возведении собора Дуомо сменился целый квартет архитекторов, это Альберто Арнольди и Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. Прежнюю церковь Санта-Репарата полностью сравняли с землей только к 1375 году. Спустя пять лет был довершен неф нового собора, но возникли сложности с возведением купола. Строительство вынужденно прервалось почти на сорок лет, и по истечению этого срока оставалось закончить купол Санта-Мария-дель-Фьоре, впоследствии обретший «отдельную» известность, не меньшую, чем сам собор.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор и его уникальная архитектура

Главная достопримечательность древней столицы Тосканы возводилась, только представьте себе, примерно шесть столетий. Первый камень в фундамент собора Санта-Мария-дель-Фьоре 9 сентября 1296 года заложил кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, являвшийся личным посланником (легатом) папы Римского Бонифация VIII во Флоренции. На торжественной церемонии присутствовали важные чины католической церкви, чиновники городского управления. Действо происходило при большом стечении простых горожан.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

В 1436 году собор, будущий вековой символ Флоренции, освятили. Но фасад Дуомо тогда еще не был достроен. Впоследствии его и вовсе разобрали по приказу Франческо Медичи, великого герцога Тосканы, а потом отстроили с нуля. Решение же полностью достроить культовое сооружение, чтобы оно имело законченный вид, было принято только в XIX веке. Фасад авторства архитектора Эмилио де Фабриса, существующий и поныне, появился только в 1887 году.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Знатоки архитектуры и вообще ценители искусства прошлого отмечают уникальность проектировки собора, имеющего форму латинского креста. Санта-Мария-дель-Фьоре представляет собой целостный архитектурный комплекс, состоящий из трех нефов, полукруглой апсиды и двух расположенных по бокам трансептов. Стены сооружения снаружи облицованы с соотносящимися друг с другом мраморными панелями самых разных оттенков розового и зеленого цветов. На момент строительства население Флоренции составляло порядка 90 тысяч человек, и собор спроектировали так, чтобы он смог вместить всех горожан. Что ни говори, а размеры храма Дуомо действительно впечатляют: длина 153 метра, ширина в трансепте составляет 90 метров.

Адрес Собора Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. Cattedrale di Santa Maria del Fiore): Италия, Флоренция, Piazza del Duomo, 17.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Похожие публикации:

Площадь Синьории – исторический центр Флоренции
Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, ...

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции
Самым старым сооружением Флоренции считается баптистерий Сан-Джованни, построенный в этом старинном итальянском городе ориентировочно в XI-XII веках. Название происходит от латинского «baptisterium» («крестильная»), которое применялось к церковным ...

Площадь Микеланджело во Флоренции
Есть в солнечной Флоренции площадь – называется она площадь Микеланджело, – которая магнитом притягивает путешественников. Особенно «вооруженных» фото- и видеокамерами. Потому что лучшего места, с которого бы открывались столь великолепная панорама...

Флоренция – колыбель эпохи Возрождения
Флоренция - один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенны...

Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции
Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дво...

 
Поделиться ссылкой:
Мы в социальных сетях: twitter instagram facebook

* Главная * О портале * Политика конфиденциальности * Карта сайта * © 2013-2019 Путешествуй с нами! Интересные места и яркие впечатления.
Все права на тексты и фотографии принадлежат администрации портала HobbySalon.ru, если не указано иное.
При копировании материалов ссылка на портал HobbySalon.ru обязательна!