Достопримечательности Ярославля
Церковь Иоанна Предтечи в Толчково
Рубрика: Ярославль
Этот не знающий себе в городе равных по художественному оформлению храмовый комплекс, созданный во славу праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, – жемчужина первой величины среди всех прочих шедевров ярославской архитектурной школы. На протяжении столетий он считался главнейшим из всех религиозно-культовых сооружений в Толчковской слободе. Данный памятник истории и архитектуры, пребывающий под эгидой ЮНЕСКО, официально признан объектом культурного наследия федерального уровня.
Согласно преданию, ярославский храм Иоанна Предтечи был воздвигнут на месте некогда размещавшегося здесь Воскресенского женского монастыря, в уничтоженного 1960 г. польскими захватчиками.
Наиболее раннее из ныне известных упоминаний о храме – жалованная митрополитом Ростовским Ионой в июле 1644 г. Грамота, благословляющая прихожан на воздвижение и освящение Церкви Иоанна Предтечи и примыкающего к ней Казанского придела. Поначалу постройка была выполнена из дерева и не защищала прихожан от зимних холодов, поэтому в 1658 г. слободскому приходу было дано разрешение построить также капитальный отапливаемый храм Вознесения Господня.
Однако произошло непредвиденное: 3 апреля 1659 г., в самом начале Пасхальной недели, чудом уцелевший во время пожара 1958 г. деревянный Предтеченский храм сгорел дотла. Это трагическое событие побудило прихожан мобилизовать силы и средства на сооружение в срочном порядке церкви взамен сгоревшей, и уже спустя два месяца, в конце мая, на пепелище была воздвигнута и начала действовать небольшая по размерам деревянная церковь, посвященная одному из самых чтимых на Руси святых – Николаю Чудотворцу.
Немного позднее был воссоздан и деревянный Предтеченский храм в Толчково, а в 1665 г. в строй вступил также теплый Вознесенский храм. Однако местные обыватели, издавна лелеявшие мечту о создании на территории своего прихода по-настоящему грандиозного культового сооружения, единодушно приняли решение воздвигнуть такой величественный храм, какого до сих пор не знал Ярославль.
В состав ансамбля включены главное здание церкви, звонница и Святые Врата.
Грандиозный по габаритам, фантастичный по очертаниям, храмовый комплекс смотрится столь необычно, что возник целый ряд домыслов, согласно которым в строительства якобы принимали непосредственное участие зодчие то ли из Амстердама, то ли из Бухары. Возможно, поводом для подобных измышлений послужил тот факт, что стены построек богато отделаны ослепительно сияющими в солнечных лучах цветными глазурованными изразцами. Однако в действительности ярославский предтеченский храм воздвигнут в строгом соответствии с православными канонами и не содержит в себе ни единого элемента, присущего чуждым традициям.
В основу создания толчковской Предтеченской церкви заложен архитектурный проект размещенного в Коровниках храма Иоанна Златоуста – сама по себе композиционная планировка по сути одна и та же. Задачей строителей в данном случае являлось лишь усовершенствование того, что столь искусно было воплощено в иоаннозлатоустовском храме.
Для внутренней отделки стен и потолочных плафонов были приглашены наиболее известные в то время искусники в сфере настенной росписи – артель Дмитрия Плеханова, включающая в себя шестнадцать лучших мастеров Ярославля. Богатейшая настенная роспись, датируемая концом XVII – началом XVIII в.в., – уникальный вернисаж жанровых сцен на сюжеты Ветхого и Нового Завета. По мнению авторитетных ученых-искусствоведов, эти чудесные фрески – апогей становления ярославской школы храмовой стенописи данного исторического периода.
В интерьерах поражает также филигранная резьба по дереву. Достаточно отметить, что лишь на отделку имеющего шесть ярусов в высоту иконостаса резчиками было затрачено несколько лет. Особенно почитаемой святыней храма и его своеобразным символом являлся писанный в древневизантийской манере образ Иоанна Предтечи, якобы наделенный целительной силой. В образа Страстей Господних и Федоровской Божьей Матери были вкраплены фрагменты святых мощей. Гордостью храма являлся антиминс из белого атласа, который в 1704 г. лично освятил митрополит Ростовский Димитрий.
Особо ценную реликвию являли собой пожертвованные казанскими меценатами Царские Вата, разработанные специально для придела, носящего имена казанских святителей Гурия и Варсонофия и доставленные в храм уже полностью готовыми к установке.
На стыке семнадцатого-восемнадцатого столетий неподалеку от главного здания храма воздвигли имеющую шесть ярусов в высоту сорокапятиметровую столповидную звонницу. Колокольня церкви Иоанна Предтечи – самая высокая в городе – создана и отделана в стилевом жанре «российского барокко». Знаменитый русский художник и архитектор Алексей Максимович Горностаев охарактеризовал силуэт колокольни как величественно-нежный, идеально вписывающийся в сложную соборную концепцию храмового комплекса.
В течение многих десятилетий Предтеченская церковь в Ярославле была средоточием не только религиозной, но и активной общественной жизни. Так, практически сразу после освящения храма при нем учредили богадельню, где на полном пансионе могли содержаться до сорока прихожан, лишенных средств к существованию. А с весны 1892 г. при храме стало функционировать общество, пропагандирующее трезвый образ жизни – для него был специально построен отдельный флигель, где размещались чайная и оборудованная просторным читальным залом библиотека. В 1898 г. под началом настоятеля Феодора Успенского здесь начинает регулярно издаваться журнал «Приходская жизнь» – одно из немногих периодических изданий подобного рода, выпускаемых в провинциальных городах России тех лет.
Одной из добрых храмовых традиций являлись регулярные крестные ходы из Успенского собора в Толчковскую слободу в дни престольных праздников, совершаемые по благословению тогдашнего Владыки Ионы Сысоевича, который еще в 1667 года заповедал «…со кресты ходить по вся годы, молебствия вершить и воду освящать».
Храм Иоанна Предтечи в Толчково одним из первых привлек к себе живой интерес со стороны широких слоев российской и зарубежной художественной общественности, став хрестоматийным примером архитектурного совершенства во множестве пособий по русской архитектуре, будучи представлен в виде рисунков и масштабных макетов на самых престижных выставочных мероприятиях в различных странах мира. В дореволюционные годы он постоянно находился в центре внимания высшего духовенства и светских властей, неоднократно подвергаясь усовершенствованиям и реставрации.
В настоящее время изображение ярославской церкви Иоанна Предтечи можно видеть на реверсе тысячерублевой денежной купюры Банка России образца 1997 г.
Адрес: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, 69.
Карта расположения:
← Вознесенско-Благовещенский храм | Феодоровский кафедральный собор → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в...
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском ...
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей...
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался ...
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр...